Вредоносный “червь”
Как в надзорном ведомстве не разглядели в собственных рядах мошенника
В Астане оглашен приговор двум сотрудникам управления материально-технического обеспечения при Генеральной прокуратуре: один закупил 300 компьютеров и 40 ноутбуков низкого качества, другой якобы случайно упустил из виду тот “сладкий” тендер на 50 с лишним миллионов тенге...
Арману УРАЗГАЛИЕВУ летом 2016-го исполнилось всего 28, а он уже достиг неплохих вершин в своей карьере. Несмотря на образование филолога, мужчина трудился в отделе информатизации и связи управления материально-технического обеспечения при Генеральной прокуратуре на должности инспектора по системам связи. Даже отсутствие знаний в сфере IT не помешало ему участвовать в разработке технических спецификаций для закупа новой компьютерной техники. Проще говоря, Арман был одним из тех, кто решал, какие именно ноутбуки и системные блоки следует приобретать для сотрудников Генпрокуратуры. Нужно понимать, что надзорному органу не следует экономить на таких вещах, ведь от скорости и производительности компьютера напрямую зависит продуктивность прокуроров. Понятное дело, речь не идет о машинах, которыми пользуются хакеры и геймеры, техника такого уровня госслужащим не нужна. Но все-таки компьютеры должны быть высокопроизводительными и надежными.
Наверняка понимал это и Уразгалиев. Однако сделал все, чтобы в итоге в Генпрокуратуре и региональных подразделениях оказалась техника низкого качества. Как рассказал следствию владелец компьютерной фирмы, выигравшей тендер, именно Арман уговорил его принять участие в конкурсе по поставке ноутбуков и системных блоков, заверив, что возьмет на себя все акты приема-передачи товара. Именно поэтому предприниматель согласился поставить в надзорный орган более дешевые компьютеры.
Изначально речь шла о покупке десяти ноутбуков и 200 системных блоков. Тендер выиграло ТОО “ZEREK.KZ”. Однако затем с поставщиком заключили дополнительное соглашение, согласно которому управление МТО решило приобрести не десять, а 40 ноутбуков и на 100 системных блоков больше. Соответственно, увеличилась и сумма заказа, превысив 50 миллионов тенге.
В июле 2016 года компьютеры были доставлены из Тараза в Астану. И вот что интересно: Арман Уразгалиев встретил технику в Балхаше, сел в автомобиль, перевозивший товар, и сопроводил его до столицы. Он же занес образцы ноутбуков и системных блоков к начальству, которое одобрило покупку. После этого деньги были выплачены поставщику, который отблагодарил Уразгалиева... откатом в 10 тысяч долларов.
И никто, может быть, никогда и не узнал бы, что Генеральная прокуратура работает на дешевых компьютерах, если бы во время проведения государственного аудита проверка не выявила нарушения процедуры госзакупок. Приобретенные ноутбуки и системные блоки не соответствовали технической спецификации тендера.
В конце 2016 года была создана специальная комиссия, которая изучила всю партию товара, поставленную ТОО “ZEREK.KZ”, и выяснилось, что закупленная техника гораздо ниже качеством, чем значится по документам. Были изучены рыночные цены компьютеров и установлено, что только за 40 ноутбуков Генпрокуратура переплатила более 1,2 миллиона тенге. Еще хуже обстояли дела с закупленными системными блоками - они оказались почти на 16 миллионов тенге дешевле, чем за них заплатили! Всю эту сумму в размере 17 миллионов тенге вменили Уразгалиеву в качестве нанесенного ущерба.
А рядом с ним на скамье подсудимых оказался его непосредственный начальник Нуркельдин НУРЖАНОВ - именно он возглавлял отдел информатизации и связи управления МТО при Генпрокуратуре. Его обвинили в халатности: по версии следствия, он должен был контролировать процедуру закупки и приема компьютерной техники, учитывая тот факт, что его подчиненный Уразгалиев по образованию филолог и в IT не разбирается. Нуржанов с самого начала своей вины не признавал, указывая, что тендером полностью занимался Уразгалиев. Но суд отнесся к этим показаниям скептически: почему руководитель отдела даже не проявил интереса к закупке техники на 50 с лишним миллионов тенге? Не канцелярские же товары покупали!
Арман Уразгалиев был признан виновным в совершении мошенничества и приговорен к 3 годам 9 месяцам условно. Нуркельдину Нуржанову суд вменил халатность - ему отмерили 2 года лишения свободы условно. Ущерб, нанесенный Генеральной прокуратуре, подсудимые возместили добровольно. А плохие компьютеры и ноутбуки так и остались в кабинетах прокуроров.
Михаил КОЗАЧКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы