Всё перемелется
Как в Северном Казахстане вагонами зерно воровали
Массовые проверки Генпрокуратуры на элеваторах, о которых мы уже сообщали нашим читателям, выявили недостачу почти 7 млн. тонн зерна, которое закупило АО “Продовольственная контрактная корпорация” в госрезерв. Но в поле зрения ревизоров тогда не попали другие партнеры продкорпорации. А ведь они, как выяснилось, тоже воруют, и не хило.
Когда в феврале этого года в Северо-Казахстанской области начались прокурорские проверки элеваторов, на сравнительно новом ХПП ТОО “Classic Agro” совсем не переживали: здесь хранили пшеницу, которую продкорпорация закупала не в государственный резерв, а для коммерческих целей. Так что прокуроров они совсем не интересовали.
Правда, и эти запасы должны были ежеквартально инспектироваться - не испортилось ли зерно за время хранения да и, в конце концов, не пропало ли куда. За коммерческим ресурсом национальной компании должны были следить в областном представительстве. Так, директор филиала Аманжол ЕНСЕГЕНОВ, который занял сей пост незадолго до этих событий, тоже оказался в теме.
У продкорпорации с ТОО “Classic Agro” был крупный контракт. Более 9000 тонн пшеницы было куплено нацкомпанией у предприятия и здесь же оставлено на хранение. Продкорпорация перечислила на счет элеватора 431 миллион тенге! 9000 тонн зерна - это 140 вагонов или два железнодорожных состава. Для элеватора, у которого общая емкость около 15 тысяч тонн, очень выгодная сделка. Но аппетит, как водится, пришел во время еды. Руководитель ТОО “Classic Agro”, алматинский предприниматель Мамед ЖАШХУНОВ, придумал нехитрый план.
По версии следствия, 29 марта в рабочем кабинете Енсегенова состоялся разговор по душам. Мамед Жашхунов честно признался руководителю представительства продкорпорации, что это зерно он целиком собирается перемолоть в муку на своей же мельнице и продать ее за рубеж. А Енсегенов должен сделать вид, что зерно по-прежнему в полной сохранности - в результатах ежеквартальных проверок все должно быть чисто. Какие именно посулы убедили директора представительства согласиться на эту аферу, еще предстоит выяснить - судебное разбирательство только началось. Но свою часть договора Енсегенов выполнял ответственно.
Как на беду спустя всего неделю после того разговора в регион пожаловали ревизоры из головного офиса. Причем как раз для того, чтобы проверить наличие зерна на элеваторах. В обвинительном акте значится, что Енсегенов “предупредил Жашхунова М. А. о предстоящей проверке”. Но, что удивительно, она так и не состоялась. Допрошенные в суде в качестве свидетелей менеджер и директор департамента учета и хранения зерна головного офиса компании заявили, что в Тайыншинский район, где находится элеватор, их сотрудники прибыли. Но подняться по металлической лестнице и проверить наличие зерна в емкостях не представилось никакой возможности из-за… погодных условий. В апреле проверяющим помешали мороз и ледяной ветер. Так что развернулись и поехали обратно несолоно хлебавши. Вот ведь везение!
В следующий раз на погоду Енсегенов и Жашхунов решили не надеяться, да и не бывает в июне такого мороза, чтобы на бинзу нельзя было подняться. И тогда из элеватора в представительство было направлено письмо с просьбой отложить проверку на месяц. Мол, на предприятии в самом разгаре установка новых емкостей для хранения.
К тому времени никакого зерна в Тайынше уже не было. Еще в мае Жашхунов отрапортовал своему партнеру, что зерно перемолото в муку и уже продано в Афганистан, Узбекистан и Киргизию. Выручить удалось более 720 миллионов тенге. Это плюс к тем 430 миллионам, что ТОО “Classic Agro” получило от продкорпорации. Выходит, что одно и то же Жашхунов умудрился продать дважды! Более того, бизнесмен настолько вошел во вкус, что заключил контракты на продажу еще большего объема муки. И это при том, что собственных площадей, где можно было вырастить пшеницу, у предприятия нет. И к тому времени уже не было и денег на счетах ТОО “Classic Agro”: вырученные суммы успели потратить и “распорядиться по своему усмотрению”, как заключило следствие. Так что откуда могла материализоваться эта мука, совершенно непонятно.
А срок следующей проверки тем временем приближался. И откладывать больше было нельзя: директору областного представительства продкорпорации все-таки надо наверх отчитаться. По версии следствия, Енсегенов просто дал соответствующее поручение менеджеру КАСЫМОВОЙ. Она должна была составить фиктивный акт проверки, согласно которому все зерно на месте. 28 июня документы были подписаны, 30-го Енсегенов отчитался в Астану. “За труды” директор представительства получил от директора элеватора 100 тысяч тенге.
А спустя неделю емкости ТОО “Classic Agro” очень тщательно проверяли сотрудники антикоррупционной службы. И теперь Енсегенов и Жашхунов ждут приговора суда в СИЗО. Это несмотря на то, что дали признательные показания и возместили ущерб: 180 миллионов выплачены наличными, а оставшееся - зерном (более 6000 тонн).
Несмотря на такие колоссальные для региона суммы, эта история вовсе не произвела эффекта разорвавшейся бомбы. Спустя три месяца в представительстве продкорпорации назначили нового директора, не комментируя, куда подевался старый. В отличие от других, менее крупных задержаний, никакой официальной информации не последовало и от антикоррупционной службы. И сейчас, когда дело в суде, его отказываются комментировать даже в городской прокуратуре. Лишь однажды руководитель областного департамента Нацбюро Ныгмеджан САПАРОВ обмолвился, что “департаментом расследуется уголовное дело по факту хищения 9000 тонн зерна. Также выявлен факт хищения зерна в государственном материальном резерве в размере 4500 тонн на общую сумму 160 миллионов тенге”. А эти двое, Енсегенов и Жашхунов, ходатайствуют о заключении процессуального соглашения в форме сделки о признании вины.
Зато этой осенью крестьяне все как один ругают продкорпорацию. Около 2,5 млн. тонн зерна ежегодно аграрии Северо-Казахстанской области продавали именно ей. А на сей раз в продкорпорации закупили мизерные 250 тысяч тонн. На большее, как объяснили земледельцам в нацкомпании, у них нет денег.
Ульяна АШИМОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Северо-Казахстанская область