7081

Чья фигура стоит за фурой

В специализированном межрайонном суде Алматы по уголовным делам начался процесс по громкому делу двух сотрудников департамента госдоходов. Старшего офицера ДГД Алматы Бауыржана ОРАЛГАЗИНА и старшего следователя управления собственной безопасности ДГД Жамбылской области Газиза ДЖУЗБАЕВА подозревают в целом букете преступлений - от превышения служебных полномочий до получения взятки и фальсификации доказательств. 

Оба подсудимых участвовали в расследовании скандальной истории о контрабанде, случившейся в 2015 году в Жамбылской области, когда следовавший транзитом из Китая груз на 38 фурах был задержан при въезде в Казахстан. Сначала за незаконный ввоз товаров наказали хозяев груза, затем за получение взяток - сотрудников правоохранительных органов Жамбылской области, а уже после этого на скамье подсудимых оказалась руководитель следственной группы, помощник генерального прокурора Анар АБИЛЬМАЖИНОВА. И вот теперь настала очередь отвечать сотрудникам департамента госдоходов. Подробности этого детектива газете “Время” раскрыла адвокат Гульнара ЖУАСПАЕВА.
- Суд по делу двух сотрудников департамента госдоходов - это лишь один эпизод из всего этого кошмара, - объясняет юрист. - При въезде в Казахстан было задержано 38 фур с товарами из Китая, следовавшими в Кыргызстан. В одной из машин предприниматель из Бишкека Рахимджан САТТАРОВ вез шубы - это был самый дорогой груз во всей колонне. Его, как и всех остальных хозяев груза, незаконно обвинили в контрабанде, дважды помещали в изолятор временного содержания, пока он полностью не согласился на все требования. У бизнесмена не просто вымогали деньги, но еще и заставили подписать нужные показания, что якобы он давал взятки местным следователям службы экономических расследований. Саттарову в итоге сделали процессуальное соглашение, впоследствии отмененное Верховным судом. Было новое расследование, он доказал свою невиновность и добился того, чтобы дело возбудили против следователей ДГД. И вот теперь их судят. Но это только одна фура из 38!
Дела у других владельцев грузовых машин складываются не так хорошо: все фуры были признаны орудием преступления и конфискованы в пользу государства. И все это время Гульнара Жуаспаева пытается добиться отмены этого незаконного, по ее мнению, решения.
- Есть нормативное постановление Верховного суда, где четко прописано: действительно, имущество может быть конфисковано, если его владелец признан виновным в совершении контрабанды, - объясняет адвокат. - Однако в нашем случае ни один из дальнобойщиков, перевозивших груз, не был осужден. Они всего лишь водители, не несущие ответственности за то, что перевозят. При этом наша Конституция защищает право человека на владение имуществом. Судьи, выносившие приговоры по делу о контрабанде, проигнорировали основной документ государства. Наши многочисленные жалобы были услышаны в Генеральной прокуратуре, которая подтвердила, что фуры нельзя конфисковать, если их владельцы не признаны виновными. При этом прокуратура Жамбылской области считает иначе и поддерживает предложение о конфискации. Так кто у нас в стране главнее - генеральный прокурор АСАНОВ или бывший прокурор Жамбылской области СЫБАНКУЛОВ? Какой документ важнее - Конституция Республики Казахстан или нормативное постановление Верховного суда?
Есть и другая сторона дела о контрабанде: за получение взятки были осуждены шесть сотрудников Службы экономических расследований Жамбылской области. По версии следствия (той самой Анар Абильмажиновой, впоследствии получившей условный срок за превышение служебных полномочий, халатность и принуждение к даче показаний), таразские следаки вымогали 600 тысяч долларов у хозяина груза. Есть в деле и потерпевший - гражданин Китая Чи Джемень.
- Фигура владельца груза главная для нас загадка, - объясняет адвокат Жуаспаева. - По материалам дела показания он давал на территории “Хоргоса”, то есть официально в страну не въезжал. Кроме следователей, никто его не видел. Показания на китайском языке, есть вопросы к работе переводчиков. По одной версии перевода, 600 тысяч долларов он передал в качестве оплаты за транспортировку груза. По версии следствия, деньги переданы в качестве взятки. Еще один момент связан с человеком, помогавшим в транспортировке. Это наш со­отечественник Берик ЧОТПАЕВ. Он заключил процессуальное соглашение в обмен на показания. Ему дали штраф за контрабанду, и он остался на свободе. Затем приговор был отменен, дело рассмотрели заново, и Чотпаев получил три года лишения свободы. Сейчас он ждет апелляцию и полностью отказывается от старых показаний, обвиняя Абильмажинову в давлении. Другой фигурант дела - некий Даулет ЖУМАБАЙ - в обмен на договор со следствием признался в передаче денег следователям ДГД, при этом на момент совершения преступления он являлся действующим сотрудником Нацбюро по борьбе с коррупцией, но почему-то проводил все время на складах в Жамбылской области. Вместе с ним процессуальное соглашение подписали трое других рабочих СВХ - дали нужные показания и остались на свободе. Однако затем решение по Жумабаю тоже было отменено, сейчас он арестован! Вы представляете, какой там бардак?
Вполне вероятно, что на скамье подсудимых могут оказаться и другие фигуранты этого дела. Например, свидетель Ильяс КАМБАТЫР, подтвердивший, что жамбылские следователи получили деньги от “контрабандистов”.
- Камбатыр также является бывшим сотрудником правоохранительных органов, - продолжает Гульнара Жуаспаева. - Более того, он был близко знаком с сотрудниками ДГД, осужденными за получение взятки, и еще у него есть очень влиятельный родственник в органах. Ильяса также держали в следственном изоляторе, подозревая в пособничестве. Он сначала все отрицал, а потом заключил процессуальное соглашение с тем же прокурором Сыбанкуловым. Но само соглашение составлено так, что Камбатыр обязан доказать виновность людей, против которых он дает показания! Там прямо пункт указан: “Подозреваемый понимает, что умышленное невыполнение соглашения является основанием для привлечения его к уголовной ответственности по статье 419 Уголовного кодекса”. Получается, если будет оправдательный приговор, то Камбатыра привлекут к ответственности за ложный донос и ему грозит до 10 лет лишения свободы!
Одним словом, точку в этом запутанном деле ставить рано. А Гульнара Жуаспаева уверена: разбирательства вокруг контра­банды будут продолжаться еще долгие годы.
- Чтобы выяснить, кто прав, а кто виноват, необходимо начинать расследование заново, - уверена адвокат. - Сейчас осудят сотрудников департамента госдоходов. У одного пять статей, у другого - девять. Получат огромные сроки, как и следователи в Жамбылской области. При этом выбивавшая показания Анар Абильмажинова отделалась условным сроком. Владельцы фур два года не могут вернуть свои машины, хотя Генеральная прокуратура на их стороне. В каждом судебном процессе мы находим новые ошибки и фальсификации. И так будет продолжаться очень долго, пока в Астане не найдется человек, способный разобраться во всем и поставить точку.

Михаил КОЗАЧКОВ,  Алматы

Поделиться
Класснуть