8272

Мяч правосудия, или Он вам не Димон!

За последние дни завершились судебные процессы по двум резонансным делам: в Актобе к восьми годам лишения свободы с конфискацией имущества был приговорен директор футбольного клуба Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, из-за которого бюджет команды потерял более 200 миллионов тенге, а в Алматы огласили вердикт съемочной группе фильма “Феникс” во главе с Тунгышбаем ЖАМАНКУЛОВЫМ, по чьей вине “Казахфильм” остался без 70 миллионов тенге. Истории во многом похожи: и в том и в другом случае пропали государственные деньги, оба персонажа - и Васильев, и Жаманкулов, оказавшись окутанными шлейфом скандалов, защищались всеми доступными средствами. В ход шли угрозы, шантаж, оскорбления, обвинения других людей - одним словом, и известный актер, и не менее известный спортивный функционер сделали все, чтобы избежать наказания. Так почему же один в итоге получил срок, как за убийство, а второй отделался легким испугом?

Россиянина Дмитрия Васильева на скамью подсудимых привела сама судьба: он случайно познакомился в Москве с тогдашним президентом Федерации футбола Казахстана Ерланом КОЖАГАПАНОВЫМ. Тот помог ему с трудоустройством в футбольном клубе “Жетысу”, затем назначил генеральным менеджером своей организации, после чего убедил акима Актюбинской области Бердыбека САПАРБАЕВА, что лучшего менеджера, чем Васильев, ему не найти. Так Дмитрий Пантелеевич оказался во главе одного из самых титулованных клубов страны - ФК “Актобе”.
Не рискнем утверждать, что он вывел одноименную команду на какую-то новую высоту - в чемпионате актюбинцы финишировали на шестом месте. В течение всего сезона Васильев неустанно ругался со всеми, кто попадался ему на глаза: с сотрудниками службы безопасности других клубов, с журналистами, которых он называл продажными, с футбольными фанатами, коллегами из других команд… Всякий раз Димон (так директора клуба прозвали фанаты) подчеркивал свою юридическую грамотность, подкрепленную дипломом московского вуза.
И именно из-за своей юридической самоуверенности Васильев совершил преступление: издавая приказы о премировании команды за спортивные достижения, директор упустил из виду, что решения о выделении дополнительных бонусов коллегиально принимает совет директоров клуба! Таковы правила работы акционерных обществ, одним из которых и является футбольный клуб “Актобе”. Дмитрий Пантеле­евич же был уверен: он может распоряжаться деньгами так, как ему заблагорассудится. Вот таким нехитрым образом футболисты и сотрудники клуба помимо зарплат получили более 240 миллионов тенге. Сам Васильев стал богаче на 21 миллион.
В суде футбольный гуру изо всех сил пытался доказать, что деньги он не расхищал, а раздал подчиненным за их высокие спортивные результаты, тогда как раньше в “Актобе” воровали еще похлеще, чем сейчас. Дескать, дело сфабриковано из-за его гражданской позиции, поскольку он реально начал бороться с коррупцией. Однако суд посчитал, что россиянин виновен в растрате вверенного ему чужого имущества, и отмерил иностранному специалисту восемь лет лишения свободы.
На семь лет был отправлен в колонию бывший начальник управления физической культуры и спорта Актюбинской области Искендирбек МАХАНОВ, обвиненный в пособничестве Васильеву и превышении служебных полномочий.
Приговор получился очень жестким - все-таки за “спортивно-экономические” преступления у нас крайне редко дают так много. Восемь лет чаще получают убийцы, чем расхитители государственной собственности. Хотя тут скорее налицо глупость и самонадеянность главного фигуранта, чем злой умысел.
Совершенно иная ситуация в деле Тунгышбая Жаманкулова и членов съемочной группы фильма “Феникс”. Едва получив аванс на подготовку к съемкам фантастической картины, заслуженный артист Казахстана, выступавший в роли продюсера, дал команду обналичивать деньги и составлять фиктивные отчеты о расходах. В результате первые 69 миллионов тенге, перечисленные на счета “Феникса”, были потрачены самим Жаманкуловым. Да, какие-то деньги получили и его подчиненные, но все же основная часть досталась ему лично.
Чтобы избежать наказания, известный актер организовал целую кампанию по очернению профильного ведомства - Министерства культуры и спорта: сначала его режиссер Талгад ДЖАНИБЕКОВ заявил, что у него вымогали деньги, потом на сцене появилась некая загадочная дама... За всей этой шумихой история с потерянными деньгами по задумке “сценаристов” должна была забыться. А самым лучшим вариантом стало бы дальнейшее финансирование проекта “Феникс”. И правда: перепади фантастическому блокбастеру еще миллионов 400-500, никто бы и не вспомнил об утрате каких-то 70 “лямов”...

И кстати, вполне актуальный вопрос: почему следователь не стал рассматривать попытку вывода тех самых 450 миллионов тенге на счета российской фирмы-однодневки, как еще одно преступление? В этом случае ущерб стал бы значительно больше, чем у актюбинских футболистов!
Одним словом, Жаманкулов с самого начала действовал умышленно - он не допускал юридических ошибок, как Васильев, а целенаправленно похитил государственные деньги. Да и вину свою он признал сразу же, едва был задержан сотрудниками антикоррупционной службы, расследовавшими это дело. Он даже начал гасить ущерб, внес энную сумму, а потом… неожиданно отказался в суде от своего первоначального признания! Якобы на него надавили в правоохранительных органах! (Художника, как известно, обидеть может каждый...)
С точностью до наоборот поступил его главный подельник - режиссер Джанибеков. Отвечая на вопрос судьи, признает ли он вину, киномэтр заявил (дословно): “Ну что теперь делать, признаю!” Вроде как одолжение Фемиде сделал... И что в итоге? Жаманкулов, Джанибеков и семеро других подсудимых были признаны виновными, но получили условные сроки. Причем Тунгышбай Кадырович, публично просивший помощи у главы государства, сразу после оглашения приговора заявил: дескать, он обижен на президента - не ожидал такого жесткого приговора! “И награды мои пусть заберут!” - в сердцах бросил деятель культуры.
Конечно, можно сколько угодно рассуждать на тему “свой - чужой”. Васильев - иностранец, пытавшийся ограбить наше родное государство, и за это его надо наказывать как можно жестче. А вот Жаманкулов - это же солнце казахской кинематографии!
Заслуженный артист республики, известный актер, режиссер, наконец, просто аксакал… Непонятно только, почему Фемида в его случае все это учитывала, а вот в деле того же Сейтказы МАТАЕВА аналогичные факторы были проигнорированы. Между тем Сейтказы Бейсенгазиевич - самый, пожалуй, известный журналист страны. И тоже заслуженный, уважаемый, многократно награжденный. Но он на нары сел. А Жаманкулов - нет.
И таких примеров можно вспомнить массу. Причем фамилии в судах звучат очень громкие, зачастую погромче, чем у продюсера и режиссера “Феникса”. Почему же все-таки за одно и то же преступление наказывают по-разному? Даже суммы хищений у тех же Жаманкулова и Васильева сопоставимые - особо крупный размер...
И ведь никто вроде бы не отменял Конституцию Республики Казахстан с ее хрестоматийным: “Все равны перед законом и судом...” Или все-таки некоторые - равнее?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайтов ratel.kz и tengrinews.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть