Тайна следствия
Как квартирный вопрос отправил за решётку лейтенанта, майора и подполковника полиции из Ауэзовского РУВД Алматы
Эта история началась больше девяти лет назад. Житель спального района Алматы Владимир АРАЛИН о чем-то поспорил со своей подругой и, сам того не желая, нанес ей травмы, несовместимые с жизнью. Расследованием этого происшествия занималось управление внутренних дел Ауэзовского района, преступник получил свои шесть лет, и на этом можно было поставить точку. Но, оказавшись на свободе, Аралин добился наказания сразу для троих полицейских, так или иначе имевших отношение к его делу. Так что же такого натворили оборотни в погонах?
“Вместе выпивали, а потом в руках оказался нож (топор, табуретка)” - такие рассказы следователи районных отделений полиции Алматы слышат едва ли не каждый день. Так случилось и с Владимиром Аралиным: в пылу конфликта он и не заметил, как его сожительница ФОМИНА перестала дышать. Мужчина не стал отрицать своей вины и честно рассказал старшему следователю Ауэзовского РУВД Арману ЕРАЛИЕВУ, что убивать никого не хотел. Полицейский даже пожалел преступника и объяснил ему, что судить того будут по статье “нанесение тяжких телесных повреждений”, но есть вероятность, что могут переквалифицировать и на убийство. Первое преступление - маленький срок, 5-6 лет. Второе - все десять…
Аралин понял, что решается его судьба, и начал интересоваться, что нужно сделать, чтобы не сесть надолго. Следователь и объяснил - нужен хороший адвокат, но есть ли на него деньги? За душой у Володи была только двухкомнатная квартира в первом микрорайоне. Нетрудно догадаться, что через некоторое время преступник согласился переписать свою недвижимость на полицейского. Тот взамен пообещал купить ему жилплощадь поменьше на оставшиеся от адвоката деньги.
Осуществить свой план в одиночку Арман Ералиев не мог, поэтому подключил своих сослуживцев из Ауэзовского РУВД - Андрея ЧУГАЙНОВА и Дархана НЫГЫМЕТОВА. Первый нашел человека, на которого переоформили жилье Аралина, а второй был “колесами” - возил своих коллег к нотариусу, а уже после оформления доверенности показывал квартиру потенциальным покупателям. Следователи сумели вывезти подозреваемого из СИЗО прямо к нотариусу, где он подписал все бумаги. Как ему и обещали, его дело ушло в суд по нужной статье. Получил Владимир свои шесть лет (хотя обещали три), и связь с друзьями из полиции оборвалась…
На свободе Аралин оказался в 2011 году - как раз подоспела амнистия по случаю юбилея независимости. Вот только на воле мужчину никто не ждал. Он попытался связаться с Ералиевым, который за это время дослужился до подполковника, чтобы напомнить ему об условиях соглашения, но все попытки договориться с полицейским результата не дали. Тогда Владимир обратился к человеку, на которого оформлял доверенность.
Тем самым посредником оказался некий Бахтияр ИЗМАЙЛОВ, одноклассник следователя Андрея Чугайнова. Тогда, в 2008 году, он действительно оказал услугу старому приятелю, но потом у него проснулась совесть. После того как Измайлов продал чужую квартиру и получил за это свои 500 долларов, он попал в серьезную аварию и получил тяжелые травмы. “Видимо, бог меня наказал”, - скажет он на одном из допросов.
Когда в 2011 году к нему пришел только освободившийся Аралин, Бахтияр тут же позвонил однокласснику Чугайнову. Вместе они попытались выйти на Ералиева, но какое-то время им не удавалось увидеться и поговорить. Подполковник согласился на встречу со скрипом лишь после того, как ему пришло сообщение на телефон: “Арман, это Бахтияр. Нужно встретиться и поговорить насчет Володи Аралина. В случае если ты не выйдешь на связь, я напишу на тебя заявление в управление собственной безопасности”. А еще Измайлов вернул зеку его сберегательную книжку с миллионом тенге на счету, хотя мог спокойно снять все деньги. Он же вместе с сотрудниками полиции искал Аралина по бомжатникам и наркоманским ямам, где тот обитал, не имея собственного жилья.
Вот так прошло четыре года, а ситуация не менялась. Владимир жил то у знакомых, то на съемных квартирах. Деньги ему иногда давал Ералиев, иногда - другие. И в 2015 году Аралин написал заявление в управление собственной безопасности ДВД Алматы, требуя привлечь сотрудников Ауэзовского РУВД к ответственности. Вину полицейских помогли доказать и показания Измайлова, а также телефонные переговоры между тремя подельниками. Да и следователи Чугайнов и Ныгыметов рассказали, как обстояли дела в 2008 году. Оба были уверены, что Арман Ералиев действительно хотел помочь попавшему в беду Аралину, а квартиру его продал, чтобы были деньги на юристов.
И лишь после того, как всех троих полицейских начали регулярно вызывать в УСБ, у обманутого ими бесправного, никому не нужного зека, инвалида II группы появилось собственное жилье. Ему купили комнату в общежитии, а чтобы задобрить Аралина, даже поставили туда технику и мебель. У Владимира появился мобильный телефон! Одним словом, Ералиев и компания сделали все, лишь бы убедить мужчину не предъявлять им никаких претензий. Однако номер не прошел. Уголовное дело в отношении троих полицейских все-таки попало в суд.
Во время процесса Ералиев пытался убедить судью, что тогда, в далеком 2008-м, он руководствовался лишь желанием помочь человеку, попавшему в беду. Якобы Аралин жаловался, что рецидивисты в следственном изоляторе пытаются отобрать его квартиру, просят временно поселить знакомых, а то и вовсе подарить жилплощадь. Поэтому полицейский и согласился продать недвижимость за 43 тысячи долларов, чтобы купить Владимиру жилье, когда он выйдет на свободу. Да, с приобретением новой квартиры вышла заминка, но это было связано исключительно с девальвацией тенге - дескать, в 2008 году он получил на руки чуть больше 5 миллионов, а спустя несколько лет за такие деньги ничего приличного уже купить было невозможно. Но в итоге ведь Аралин все получил - даже полотенца и постельное белье…
Судья Бакытжан ЕСЕНОВ из Ауэзовского райсуда по уголовным делам к этим показаниям отнесся скептически и признал всех троих полицейских виновными в получении взятки. Арман Ералиев и Дархан Ныгыметов были приговорены к пяти годам и трем месяцам лишения свободы с конфискацией имущества, а Андрей Чугайнов получил 4,5 года колонии. Также полицейские лишены специальных званий и наград.
Приговор не вступил в законную силу.
Михаил Козачков, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматы