Адская машина
Невероятный поворот в споре вокруг казахстанской “нивы”, выпущенной заводом “Азия Авто” в Усть-Каменогорске!
Наша газета уже рассказывала, что новую машину у официального дилера “Бипэк Авто” приобрела алматинская семья СЕМБИЕВЫХ. Однако радость от покупки улетучилась уже после нескольких месяцев эксплуатации. Глава семьи Канагат СЕМБИЕВ вместе с сыном ехали с гор на автомобиле, и неожиданно их Lada 21214 потеряла управление - педаль тормоза провалилась в пол! В результате машина перевернулась, и только чудом никто не получил тяжелых травм. Долгие разбирательства с производителем, в том числе и в Турксибском райсуде Алматы, закончились строгим решением судьи Айгуль УТЕШЕВОЙ: автомобиль, собранный на заводе “Азия Авто”, выпущен c такими дефектами, что угрожает жизни и здоровью людей!
Спустя три дня после аварии владелец обратился в сервисный центр “Бипэк Авто” с просьбой установить причину поломки (см. “Автопром без тормозов”, “Время” от 17.1.2017 г.).
- Сембиевым ответили, что, дескать, тормоза сломались, поскольку они вовремя не приехали на второй технический осмотр, как того требуют условия гарантийного обслуживания, - объясняет председатель алматинского общества защиты прав потребителей “Авантаж” Нурлан САДЫКОВ. - Якобы “ниву” надо было пригнать до того, как она проехала 10500 км. А в момент аварии на спидометре был указан пробег 11693 км. Водитель проехал на 1200 км больше и едва не погиб. То есть пропуск гарантийного обслуживания влечет за собой смертельную опасность?
Переговоры покупателей машины с салоном “Бипэк Авто” ни к чему не привели, и пришлось обществу защиты прав потребителей обратиться в суд. К иску было приложено заключение независимого эксперта в лице ТОО “Smart Expert” Group, установившего, что тормоза отказали из-за брака производителя. Разумеется, ни продавец машины, ни завод-изготовитель с такой постановкой вопроса не согласились.
- В суде было много споров вокруг отказавших тормозов, однако даже юрист ответчика признал, что обнаружить неполадку такого рода водитель не в состоянии, - объясняет Нурлан Садыков. - То есть нужно поднимать технику, разбирать тормозную систему, приглашать специалистов. Но когда наш гражданин приобретает совершенно новый автомобиль, он планирует ездить на нем несколько лет, а не разбирать по запчастям перед каждой поездкой!
Судья Айгуль Утешева весьма скрупулезно подошла к процессу и назначила еще одну проверку автомобиля, которую проводил Центр судебных экспертиз Министерства юстиции. Специалисты разобрали “ниву” и определили, что причиной ДТП стал дефект передних тормозных механизмов. И - внимание! - это заводской брак, а не возникший в результате неправильной эксплуатации.
- Мы считаем, что суд объективно разобрался в вопросе, приняв во внимание обе проведенные экспертизы - государственную и независимую, - подключается к разговору юрист общества защиты прав потребителей Алимжан КОЛДАСБАЕВ. - Тем более эксперты сделали совершенно одинаковый вывод: тормоза отказали по вине производителя.
Решение суда можно расценивать как приговор всем отечественным автосборочным предприятиям. Да и раньше были претензии к качеству сборки. А судебные тяжбы по этому поводу возникают регулярно. Однако еще никогда суд не признавал автомобиль казахстанской сборки опасным для жизни!
“Суд считает: в результате неисправности тормозов жизнь, здоровье супруга и ребенка истицы были подвергнуты опасности, что при спуске с горы последствия ДТП могли быть более тяжкими, и лишь благодаря опыту в вождении супруга истицы удалось избежать таких последствий” - именно так указано в решении Айгуль Утешевой.
Теперь АО “Азия Авто” должно выплатить Сембиевым полную стоимость автомобиля, а также покрыть все судебные издержки и погасить моральный ущерб в размере 100 тысяч тенге. Но это еще не все.
- Согласно 27-й статье закона “О защите прав потребителей” изготовитель товара должен обеспечить безопасность своей продукции, однако сотрудники “Азия Авто” этого не сделали, - уверен Нурлан Садыков. - Теперь же, когда есть решение суда, завод обязан снять все “нивы” с производства, изъять автомобили этой марки из оборота и отозвать их для проведения сервисных работ или замены. Также все другие владельцы таких же машин могут обратиться к производителю с требованием о замене авто либо возврате денег. В случае же неисполнения этих требований закона последует уже уголовная ответственность. Например, есть статья 306 Уголовного кодекса “выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности”. В ней четко прописано, что производитель отвечает за свой товар, а в том случае, если эксплуатация товара нанесет вред здоровью или смерть, ответственные работники предприятия отправятся в тюрьму.
- Также в Уголовном кодексе есть статья 305, согласно которой сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, влечет за собой наказание вплоть до лишения свободы сроком до 4 лет, - добавляет юрист Алимжан Колдасбаев. - В данном случае АО “Азия Авто” обязано проинформировать покупателей данной марки автомобиля, что их жизни и здоровью угрожает опасность. С помощью СМИ оно должно дать объявление об отзыве автомобилей. Мы слышали, что завод уже продал крупную партию “нив” в Китай и Арабские Эмираты. Их нужно срочно вернуть для сервисных работ или замены. Почему мировые автогиганты отзывают миллионы автомобилей в случае обнаружения брака, а казахстанский производитель не может?
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта dom.ru, Алматы