Латание дыр спустя рукава
Уже больше года алматинец Алмат МУХАМЕТКАЛИЕВ (на снимке) пытается призвать к ответственности компанию AIG, которая занимается ремонтом канализации. Раньше он трудился в этой фирме и прекрасно знает, что часть работ была выполнена для галочки. Алмат даже составил свой список объектов, где были допущены нарушения. С этой бумагой и видеодоказательствами Мухаметкалиев пошел по всем инстанциям...
Осенью прошлого года Алмат добрался и до редакции газеты “Время”. Он рассказал о том, что ТОО “AIG” применяет новейшую технологию при ремонте труб, когда внутри них растягивают так называемый чулок - полимерный рукав. Ноу-хау позволяет экономить значительные средства и увеличивает срок службы канализации. Вот только далеко не всегда чулок оказывался внутри трубы. Из-за горящих сроков рукава приходилось выбрасывать, объекты сдавались незаконченными, хотя у членов приемочных комиссий никаких вопросов почему-то не возникало (см. “Труби подъем”, “Время” от 19.11.2015 г.). При этом каждый рукав - это десятки, а то и сотни миллионов тенге!
После выхода нашей публикации госорганы зашевелились, проверку начала городская прокуратура, куда обратился Алмат, приглашали его и в акимат. Работа закипела - на улицах, отмеченных Алматом, вырезали куски труб и провели экспертизы на предмет наличия или отсутствия чулка как такового.
- Чувствовалось, что сверху была дана команда во всем разобраться, - вспоминает Алмат, спустя год вновь посетивший редакцию “Времени”. - Поэтому все зашевелились, начали двигаться. Помню, вызвали меня в акимат, замакима АУКЕНОВ сказал, что сам лично будет выезжать на объекты и проверять трубы, если потребуется. Но на объектах я его так ни разу и не увидел.
Как итог - ряд доводов Мухаметкалиева подтвердился, и прокуратура даже вышла с предложением о внесении ТОО “AIG” в список недобросовестных поставщиков.
- На всех улицах, где в трубы не положили чулки, тут же начался “гарантийный ремонт”, - смеется Алмат. - Якобы конструкция разрушилась со временем, и поэтому при проверке не были обнаружены следы пластикового рукава. Дескать, смыло течением, а мы теперь все исправим. Хотя по технологии эти трубы должны прослужить без всяких ремонтов десятки лет. Почему же чулки посмывало за год или два? В итоге все объекты, где я обнаружил нарушения, были отремонтированы. Это, я считаю, положительный итог.
Заинтересовались деятельностью AIG и правоохранительные органы. В антикоррупционной службе по городу Алматы начали собирать свою папку с материалами.
- Вместе с офицерами я выезжал на улицу Тимирязева, показывал им, где именно лежала труба, мы спускали видеокамеру, делали съемку изнутри, - вспоминает Мухаметкалиев. - Даже невооруженным глазом было видно, что чулка в трубе нет. А там объект огромный. Я даже не могу представить сумму, потраченную государством на ремонт. Это сотни миллионов тенге. Правда, почему-то на Тимирязева сотрудники AIG ничего не переделывали. И у меня есть предположение, с чем это связано.
Алмат Мухаметкалиев объясняет: он обсуждал ситуацию с гендиректором AIG Олегом НАЗИНЫМ. И тот ему предложил выход из ситуации.
- Олег Валерьевич выдвинул условие: я дам опровержение, а он тогда заплатит деньги, которые остался должен за работу в Караганде, - говорит Алмат. - В обратном случае он намекнул, что все “решит” сам. Видимо, так и получилось…
Несмотря на все усилия госорганов, ТОО “AIG” не понесло никакой ответственности за явные нарушения в своей работе. Хотя прокуратура города предложила внести компанию в список недобросовестных участников госзакупок, экономический суд эту идею не поддержал, сославшись на истечение сроков давности. Никакого другого наказания фирме не придумали, и она продолжает активно работать и в Алматы, и в других городах страны.
- Мне пришло официальное письмо из управления энергетики и коммунального хозяйства города Алматы, - говорит Алмат. - Заместитель руководителя Ернат Бѕзіл пишет, что мои доводы подтвердились, там нет рукава, тут он отсутствует, но вообще все недочеты уже исправлены. Получается, если бы я не ходил и не жаловался, никто бы в эту канализацию даже не стал заглядывать.
Алмат Мухаметкалиев утверждает: на этом его борьба за чистоту алматинской канализации не закончилась. Сейчас он собирает новый материал для обращения в госорганы. Вот только нужно ли это чиновникам?
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы