Мент истины
Павлодарцев в последнее время все больше заботит один вопрос: что делать, если на тебя нападают полицейские? Только за неделю судами города вынесены два приговора по следам зверств сотрудников УВД города, которые били мирных граждан, резали их ножом, размозжили голову, сожгли.
21 октября 2016 года суд № 2 г. Павлодара приговорил к трем годам ограничения свободы двух сержантов полиции - 26-летнего Рамазата РСПАЕВА и 28-летнего Диаса ИСАТАЕВА, которые в компании еще шестерых участников у одного из городских кафе избили трех мужчин и женщину. Расследование этого преступления шло целый год. В результате, несмотря на наличие свидетелей, следствие смогло найти только двух из восьми виновников.
Суд установил, что 22 октября прошлого года около пяти утра, гуляя по павлодарским улицам, сержанты с другими лицами беспричинно, просто из хулиганских побуждений прицепились к выходящим из кафе КОЖАХМЕТОВУ, АБЫЛКАИРОВУ, КАИРБАЕВУ и ТЕМИРГАЛИЕВОЙ, окружили их машину и не давали уехать. Темиргалиева вырвалась из окружения и пыталась бежать, но приятели сержантов ее поймали и отпинали. Рспаев ударом биты по голове сбил Абылкаирова с ног, а Исатаев четыре раза ударил лежащего на земле мужчину ножом в область левого бедра, грудной клетки, затылка и правой руки. В женщину стражи порядка кидали окурки, а кто-то из их друзей пнул ее в живот.
Только заслышав сирену полицейских машин, сержанты и их друзья разбежались. Свою измазанную в крови жертвы куртку Исатаев оставил у приятеля-криминалиста в ГКО Центрального ОП УВД города Павлодара.
Между тем 28 октября специализированный межрайонный суд по уголовным делам Павлодарской области приговорил к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима 36-летнего полицейского - дежурного спецприемника УВД Павлодара Асета САРБАСОВА, проломившего кастетом череп ни в чем не повинному мужчине и сжегшего его труп.
Суд установил: в ноябре прошлого года приказом начальника УВД г. Павлодара Сарбасов был закреплен за следственным отделением Южного отдела полиции УВД г. Павлодара и включен в оперативно-поисковую группу по задержанию лиц, состоящих в категории “нелегал-подозреваемый”. 17 ноября, приняв в обед на грудь, Сарбасов предложил одному из оперов съездить посмотреть квартиру, которую собирался снять.
На лестничной площадке дома, где сдавалась квартира, полицейские увидели двух пьяных, в одном из которых Сарбасов узнал КРУТКО, когда-то отбывавшего административный арест у него в спецприемнике. Надев на Крутко наручники, полицейские запихали его в багажник машины и повезли в Южный райотдел. Там Сарбасов рассказал о доставленном начальнику отдела криминальной полиции АНИШЕВУ, который предложил проверить, не совершал ли Крутко каких-нибудь преступлений. Оказалось, не совершал.
Тогда Сарбасов, не снимая с рук захваченного им мужчины наручников, повез того на автостоянку, принадлежащую своему родственнику, где затащил в гараж и нанес три удара кастетом по голове, размозжив череп. За всем этим наблюдал сторож стоянки КАСАМБАЕВ. Он же помог полицейскому вывезти труп Крутко в лесопосадки у села Красноармейка, облить бензином и сжечь. Позже родственники погибшего смогли опознать его только по татуировке. Не выдержав горя, отец убитого вскоре скончался.
Во время следствия Сарбасов кидался драться на своих же коллег, предложивших ему сознаться в убийстве. Кроме того, дома у Сарбасова обнаружили незаконно хранящийся бесствольный четырехзарядный пистолет “Оса-лазер ПБ-4-1” с патронами к нему и 18 пистолетных патронов калибра 9 мм, предназначенных для стрельбы из нарезного боевого оружия типа пистолета конструкции Макарова (ПМ), автоматического пистолета Стечкина (АПС), ПА-63, ПА-64, РК-59, Р-61 и пистолетов-пулеметов “Кипарис”, К6-92, ПП-90, “Кедр”.
В настоящее время идет доследственная проверка по заявлению участников боев без правил, которых после международных состязаний, проходивших в марте этого года в спортивном зале торгового центра “Батыр молл”, на выходе из центра избили бойцы СОБРа и УБОП, принявшие спортсменов за преступников.
Как пояснили в полиции, “основанием для задержания участников и организаторов соревнований по боям без правил послужило сообщение в полицию о том, что по городу Павлодару на двух автомашинах разъезжают молодые люди подозрительной внешности, которые могут быть вооружены… Принимая во внимание, что задержанные вели себя несколько вызывающе и их поведение могло повлечь более серьезные общественно опасные последствия, полицейскими в соответствии со статьей 60 закона Республики Казахстан “О правоохранительной службе” были применены меры физического воздействия, в том числе боевые приемы самбо”.
В сентябре на нападения СОБРа и УБОП пожаловались 11 жителей отдаленного села Кызылкак Иртышского района (см. “Три версии полицейского побоища”, “Время” от 20.9.2016 г.).
В связи с этим возникают два вопроса: что делать, если на вас напали полицейские, и кто должен отвечать за этот всплеск агрессии в рядах стражей порядка? Зампрокурора области Куат АРТЫКБАЕВ, которому я задала первый вопрос, отметил, что подвергшиеся нападению должны звонить в дежурную часть полиции и в управление собственной безопасности.
- Кроме того, можно обратиться к дежурному прокурору, - сказал он.
Между тем на такие обращения на практике не всегда можно добиться должной реакции, в чем корреспондент газеты “Время” уже однажды смогла убедиться. В октябре 2014 года шестеро полицейских при помощи болгарки без санкции и понятых выносили дверь павлодарской пенсионерки Валентины МАЛИНИНОЙ, чья невестка не хотела добровольно увольняться с… руководящей должности одного из банков (см. “Болгарский” след”, “Время” от 7.10.2014 г.).
Все время, пока стражи порядка сначала долбились, а потом срезали дверь, перепуганная пенсионерка, а с ней и журналисты названивали по номеру “102”, но дежурная группа приехала только через три часа после того, как отбыли их коллеги, а пострадавшую с приступом увезла “скорая”.
Второй вопрос я решила адресовать Нурмаханбету ИСАЕВУ - в 2009 году он, сославшись на кодекс чести сотрудников прокуратуры, подал в отставку с поста прокурора Павлодарской области, после того как сотрудники ДКНБ взяли прокурора Иртышского района Бауржана ЖАШЕНОВА с поличным при получении взятки в три тысячи долларов. Причем подал в отставку, не дожидаясь приговора суда над подчиненным. Кто и согласно какому кодексу чести должен подать в отставку сейчас?
- Думаю, этот вопрос лучше было бы адресовать начальнику ДВД Марату КОЖАЕВУ, - сказал Исаев. - Насколько помню, он был нетерпим к таким вещам ранее. На мой взгляд, любой начальник, но, разумеется, в первую очередь непосредственный, должен отвечать за действия своих подчиненных. В моральном, дисциплинарном, уголовном или ином порядке - зависит от конкретных обстоятельств. Что предписывает кодекс чести, не берусь гадать по причине того, что этих кодексов развелось несчетное число, и у каждого - свой.
Ольга ВОРОНЬКО, коллаж Владимира Кадырбаева, Павлодар