4388

Не бросайте трубку!

Жизнь карагандинского учителя физики Юрия ПАКА (на снимке) изменил один телефонный звонок. Примерный семьянин, отец троих детей и уважаемый педагог неожиданно превратился в подозреваемого, а затем и подсудимого по уголовному делу о лжетерроризме. В минувшее воскресенье коллеги Юрия отмечали День учителя, а он готовился к расставанию с близкими на четыре года - такой срок лишения свободы запросила для него гособвинитель. Несмотря на массу крайне сомнительных деталей, суд признал Пака виновным. 

Сообщения о заложенных взрывных устройствах карагандинские оперативные службы фиксируют регулярно. Телефонные террористы “минируют” жилые дома, вокзалы, учебные заведения. Но, пожалуй, наиболее излюбленным объектом для вымышленной закладки бомб является местный ЦУМ.
14 апреля 2015 года в 11 часов 52 минуты на телефон “112” поступил звонок от неизвестного мужчины. Далее цитируем часть его переговоров с диспетчером:
- Алло, девушка! Сейчас выйду на связь хорошую. Алло, полиция города Караганды? А высшее руководство есть? В городе Караганде есть ЦУМ? На данный момент я хочу бомбу туда заложить, - сообщил абонент.
- Вы сейчас откуда звоните? - поинтересовался в ответ дежурный.
- А это уже ваши проблемы, откуда я звоню! А знаете почему? А почему я 10 лет отсидел ни за что? Мне не нужно группу, с этими ментами я общаться не собираюсь! Меня менты посадили 10 лет тому назад, - делился наболевшим собеседник.
Разговор длился 2 минуты 41 секунду. Потом абонент отключился. А к ЦУМу сразу же выехали представители всех экстренных служб, которые оцепили здание и эвакуировали людей. В ходе осмотра помещений торгового дома бомбу, разумеется, не нашли. Зато вскоре полицейские вычислили номер мобильника, с которого раздался злополучный звонок. Под подозрение попал его владелец - завуч по воспитательной части и по совместительству учитель физики карагандинской СОШ № 86 Юрий Пак.
Казалось бы, в деле не должно было возникнуть каких-либо сложностей. Подобные звонки всегда записываются. Затем эксперты исследуют зафиксированные на аудиозаписи голос и манеру разговора человека, сравнивая их с контрольными образцами речи подозреваемого. В случае совпадения заключение спецов становится главным доказательством вины телефонного террориста. Но в истории Юрия Пака с этим-то как раз и возникли проблемы.
Во-первых, учитель заявил, что не имеет к происшествию никакого отношения. Алиби, подтвержденное двумя работниками школы, заключается в том, что в момент звонка он вообще не был рядом со своим мобильником.
- В тот день я действительно пришел на работу с телефоном. Пока шли уроки, он лежал на рабочем столе. Примерно в 11.45 коллеги попросили меня помочь перенести парты. Я положил сотку в сумку и ушел без нее в другой кабинет. Вернулся за вещами примерно через час, - сообщил педагог в суде.
Выходило, что телефоном учителя в его отсутствие мог воспользоваться кто-то посторонний. Адвокаты Пака уверены, что так и произошло. По их мнению, неизвестный злоумышленник хоть и не использовал аппарат прямо, но с помощью технических ухищрений каким-то образом сумел переключиться на его номер.
Во-вторых, в материалах дела имелись результаты трех голосовых экспертиз. Первая из них показала, что беседу о бомбе вел не Юрий Пак. В его пользу говорила также справка от логопеда, подтвердившего наличие у педагога дефекта речи, - он шепелявит. Между тем на аудиозаписи “террорист” выговаривает шипящие и свистящие звуки чисто. Однако результаты двух последующих экспертиз (к слову, там уже исследовались сжатые аудиофайлы. - И. М.) оказались прямо противоположными первой. Собственно, на их основании учителя и привлекли к уголовной ответственности. Для устранения возникших противоречий суд тоже назначал две экспертизы. Увы, итоги исследований свидетельствовали против подсудимого.
Между тем в ходе судебных разбирательств всплыло еще несколько занимательных деталей. Как выяснилось, звонок “бомбиста” переадресовывался сразу на несколько телефонных номеров. Сначала злоумышленник набрал “112”, потом его перебросило на стационарный номер областного департамента ДЧС 44-22-25, а затем последовало переключение на номер “102”. Вызванный для дачи разъяснений представитель ДЧС пояснил, что у полиции и спасателей имеется межведомственный приказ, в котором оговорена возможность переадресации вызовов. А вот в официальном ответе “Казахтелекома” значилось, что городской телефон сотрудников ДЧС не привязан ни к каким трехзначным номерам. Самое же любопытное оказалось в том, что вызов с телефона Юрия Пака на “112” длился всего шесть секунд. А вот какой абонент вел разговор с диспетчером после переброски к чеэсникам, никто толком выяснять не стал.
Желая разобраться в премудростях столь запутанной переадресации, адвокаты ходатайствовали перед судом о проведении следственного эксперимента. Предлагали сделать звонок на “112” и проверить систему в действии. Однако их просьбу суд оставил без удовлетворения. Зато председательствующая по делу Алия ЖОШЕВА всерьез заинтересовалась выяснением мотивов поступка учителя. Ну, согласитесь, выглядит он очень странно: зачем порядочному человеку костерить полицейских и устраивать суматоху в ЦУМе?
- Ваша честь, вы правильно заметили насчет мотивов. Их у меня попросту не было, - сказал в последнем слове Юрий Дмитриевич.
Впрочем, все вышеперечисленные доводы подсудимого и его защитников рухнули перед результатами экспертиз. Они оказались тяжеловеснее. В минувший понедельник Пака наказали двумя годами лишения свободы. Родные, близкие и ученики, пришедшие в суд поддержать Юрия, были шокированы приговором. Многие не могли сдержать слез. После оглашения вердикта адвокаты заявили, что будут обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть

Свежее