4909

Любой обман - за ваши деньги, или Тайна квартиры № 149

Эта долгая и поразительная по степени абсурдности история началась в 2006 году, когда строительная компания “ТОО “Восток ЛТД-Х” приступила к возведению жилого комплекса “Туран” в Астане. Когда закладывали фундамент дома, Елена ЛАЧУГИНА на правах долевого участия внесла деньги в будущую двухкомнатную квартиру № 149 - 5 593 900 тенге. Застройщик обещал сдать многоквартирный дом в конце следующего, 2007 года. Но тут грянул мировой кризис, и стройку заморозили. Лачугина ждать не захотела, и 6 февраля 2008 года фирма-застройщик вернула ей всю сумму первоначального взноса. Позже стройка продолжилась, и другая клиентка - Елена ЯЦУК - в январе 2012 года заключила с застройщиком договор инвестирования.

- Тогда свободной была квартира № 149 в комплексе “Туран”, - рассказывает Яцук. - По тому курсу я внесла наличными в кассу компании “Восток ЛТД-Х” 12 миллионов 454 тысячи тенге. Практически сразу же начала ремонт, заключив договор с фирмой, специализирующейся на отделке жилья. И вдруг в марте - звонок из “Востока ЛТД-Х”: на вашу квартиру объявился еще один хозяин...
Елена спешно отправилась в офис компании. Там уже сидел Антон ШИШКОВСКИЙ (так он назвался), который ошарашил Елену, заявив: мол, еще в 2010 году он заключил с ее тезкой Лачугиной договор цессии (уступка прав требования) на эту самую 149-ю квартиру и теперь собирается заселяться. Хотя представители строительной компании уверяли: мы еще в 2008 году вернули деньги Лачугиной, вот расходный кассовый ордер, согласно которому дольщица получила назад свои миллионы и с того дня не имеет никаких прав на это жилье (забегая вперед, отметим: три различные экспертизы подтвердили подлинность автографов Лачугиной и директора компании-застройщика в этом кассовом ордере). Желая расставить все точки над “i”, Яцук предложила Шишковскому вместе подать в суд на Лачугину, чтобы разобраться, как она умудрилась заключить договор цессии на квартиру, владелицей которой уже не являлась.
- Антон попросил время, чтобы подумать, и... пропал, - продолжает свой рассказ г-жа Яцук. - Я же, закончив ремонт, переехала в новую квартиру и начала бегать по инстанциям, чтобы оформить жилье на себя. Как-то зашла в офис “Востока”, а мне говорят: Шишковский подал на них иск в суд с требованием обязать компанию передать ему мою квартиру безвозмездно! Процесс несколько раз переносился, и в конце концов Шишковский отозвал свой иск, чтобы спустя два месяца инициировать новое судебное разбирательство: на сей раз Антон просил служителей Фемиды признать недействительным договор инвестирования, заключенный между Еленой Яцук и строительной компанией. В зале суда Шишковский уверял, что заплатил Лачугиной, но на вопросы, какую именно сумму, где, когда, а также кто может это подтвердить, ответить затруднился. В свою очередь нотариус, удостоверивший эту сделку, заявил суду: в его присутствии никаких денежных расчетов не производилось.
Между прочим, речь идет о десятках миллионов тенге и вряд ли можно забыть все детали такой крупной сделки. Не нашли в суде ответа и на следующий вопрос: как Лачугина могла в 2010 году заключить договор с Шишковским, если еще в 2008-м она забрала свои деньги и отказалась от этой квартиры? Лачугину попытались пригласить в суд, но выяснилось: она вышла замуж в России, но точного адреса ее проживания установить не удалось...
- 7 февраля 2013 года судья КАМЫТБЕКОВА вынесла решение в интересах Шишковского, в этом документе указано: “Я действительно инвестировала 12,4 миллиона тенге за жилье, а застройщик на самом деле вернул Лачугиной ее деньги”. За основу своего решения судья взяла ее личное восприятие дела и справедливость, так как Шишковский заключил договор цессии раньше меня на два года! - горячится г-жа Яцук. - Но спрашивается: где все эти два года был Шишковский? Ведь представители строительной фирмы заверяли в суде: к ним за покупкой этой квартиры, кроме меня, никто не обращался. Спрашиваю у Антона, почему он не предоставил строительной компании экземпляр договора цессии и не известил ее о том, что стал новым кредитором? Молчит...
Начались судебные тяжбы. Апелляционная коллегия Астанинского горсуда после долгих разбирательств отменила решение первой инстанции и признала договор Яцук с застройщиком действительным, полностью отказав Шишковскому в удовлетворении его требований. Параллельно шел другой процесс - о признании договора между строительной фирмой и Лачугиной недействительным. Суд вынес решение в пользу ТОО “Восток ЛТД-Х”. Пока шли судебные процессы, Яцук жила в этой квартире, оплачивала все услуги и зарегистрировала право собственности в департаменте юстиции Астаны. Позже она продала эту квартиру за 80 тысяч долларов. Новые владельцы ЛЬВОВЫ, законно оформив сделку, спустя полгода перепродали квартиру гражданке ПУШУКОВОЙ - уже за 125 тысяч “зеленых”. При этом ни в департаменте юстиции, ни в районном ЦОНе никаких ограничений на недвижимость не было. А в прошлом году Елену Яцук опять пригласили в суд: выяснилось, что неутомимый Шишковский подал очередной иск, прося признать все сделки по квартире недействительными и отменить ее куплю-продажу.
- Адвокат говорит: и я, и последующие владельцы жилья - добросовестные покупатели, договоры оформлены законно. Суд же признал наши сделки недействительными, однако в требовании Шишковского отменить куплю-продажу отказал. Я опять побежала по разным кабинетам в поисках справедливости... Тогда еще не понимала, что все это - бесконечно... - вздыхает Елена Яцук.
Когда Львовы вернули Пушуковой деньги и та освободила квартиру, ново-старые ее хозяева решили туда не заселяться. Адвокат, представляющая интересы Яцук, предложила ей занять пустующую квартиру: мол, если в нее въедет Шишковский, выселить его будет проблематично. Елена тогда удивилась: как Антон может сделать это без правоустанавливающих документов? И тут она узнает: не дожидаясь окончательного решения суда, Шишковский уже подал заявление с просьбой зарегистрировать за ним право собственности на квартиру № 149.
Готовя этот материал, я обзвонил нескольких нотариусов, специализирующихся на оформлении сделок с недвижимостью. Все они подтвердили: к договору цессии обязательно прилагается справка от строительной фирмы: мол, мы даем согласие на уступку права (на это конкретное жилище) третьим лицам, оплата произведена полностью. Без такой бумажки ни о каком переоформлении жилья не может быть речи.
В довершение ко всему в столичном департаменте юстиции Яцук сообщили: до полного разбирательства недвижимость арестована. К слову, у застройщика к тому времени начались серьезные финансовые проблемы и на весь жилой комплекс также был наложен арест. Между тем Елена Яцук, посетив десятки чиновных кабинетов, отбила телеграмму... Нурсултану НАЗАРБАЕВУ.
- Сделала я это скорее от отчаяния, - вспоминает она. - И сильно удивилась, получив письмо-уведомление: глава государства поручил руководителям республиканских ведомств тщательно во всем разобраться...
Что тут началось! Генпрокурор Асхат ДАУЛБАЕВ лично разъяснил Елене нормы действующего законодательства в подробном письме. А ведь до этого она 27 (!) раз записывалась к нему на прием, но так и не получила аудиенции. А из Национального бюро по противодействию коррупции Министерства по делам госслужбы официально сообщили: 18 февраля 2016 года г-жу Яцук примет один из руководителей Нацбюро.
- Больше часа он слушал мои жалобы на чиновников от юстиции, задумчиво кивал головой и время от времени давал поручения сразу трем сотрудникам антикоррупционной службы, - говорит Елена. - Потом жестко сказал подчиненным: мол, надо детально во всем разобраться и по всей строгости закона наказать виновных должностных лиц! Было это, напомню, 18 февраля. А через два дня, 20 февраля, получаю по почте письмо за его же подписью, датированное... 15 февраля, где он пишет: мой вопрос - вне компетенции антикоррупционной службы. То есть за три дня до моего визита он мне уже письменно отказал...
Другая бумага - от чиновников департамента юстиции еще больше ошарашила Елену. Как выяснилось, теперь квартира, принадлежащая ей, возвращена в собственность... застройщика! Здесь позволим себе небольшое уточнение: все счета компании и сам жилой комплекс арестованы и могут быть проданы с торгов, в том числе и квартира № 149. Так, по крайней мере, трактует закон. Но...
- Недавно была в ЦОНе, взяла справку на комплекс “Туран”. Действительно, решением суда он арестован, - рассказывает Яцук. - А вот моя (или уже не моя?) квартира... абсолютно свободна! Адвокат мне сказала: Шишковскому теперь ничего не мешает оформить жилье на себя в том же департаменте юстиции - на жилье по закону ограничений нет, пусть даже весь комплекс арестован! Но это же абсурд! Невозможно же арестовать автомобиль, а его двигатель оставить свободным!
Кстати, Елена до сих пор живет в спорной квартире, оплачивая ком­услуги и другие платежи от имени... Пушуковой (той самой, что когда-то вернула 149-ю квартиру Львовым), хотя ее права на жилье прекращены по решению суда. Впрочем, если верить документу, подписанному замруководителя департамента юстиции Астаны Е. САГЫН, права Яцук и четы Львовых на эту квартиру тоже не аннулированы. Но почему в таком случае чиновники от юстиции уверяли в суде, что жилье возвращено застройщику?
- Знаете, Шишковский написал заявление в ДВД Астаны против меня: мол, мошенница, нужно ее посадить. Я приехала к следователю, он все выслушал и говорит: в ваших действиях нет не то что состава преступления, нет даже правонарушения. Вы добросовестный покупатель. Дело против меня закрыли, но, по моему мнению, самого Шишковского нужно привлекать - уж слишком он изощренную схему придумал, чтобы на халяву стать хозяином чужой квартиры, - вздыхает Елена.
Потратив попусту четыре долгих года и уйму нервных клеток, женщина все еще надеется, что Верховный суд во всем детально разберется.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

От редакции Просим министра юстиции Берика ИМАШЕВА считать эту публикацию официальным запросом. 

Поделиться
Класснуть