Провал агента
В бородатом деле об изнасиловании несовершеннолетней в Жамбылской области близится развязка: суд должен установить, виновен ли... полицейский чин, изобличивший борцов с коррупцией в процессуальных нарушениях.
Вкратце напомним: в начале мая прошлого года полицейские Шуского РОВД начали расследование изнасилования 14-летней школьницы Жадыры СЕРИКБАЕВОЙ (по этическим соображениям имя и фамилия жертвы насилия изменены), главным фигурантом уголовного дела стал местный житель Магжан М., как позже выяснилось, агент силовых структур. Следователь БАЛШЫКБАЕВ предложил ему закрыть дело за три тысячи долларов. Магжан отправился к другу занять эту сумму, но тот в свою очередь посоветовал ему поехать в Тараз - написать заявление о вымогательстве взятки (см. “Работа на “износ”, “Время” от 3.9.2015 г.). 14 мая следователя взяли с поличным, а позже осудили на четыре года.
Но когда антикоррупционщики задержали взяточника в погонах и изъяли его форменную одежду, они допустили сразу несколько грубых нарушений процессуального законодательства. Первый замначальника РОВД Мухаммед-Рахим ОСПАНОВ предложил борцам с коррупцией исправить ошибки, но те стали обвинять майора полиции в воспрепятствовании деятельности. Разгорелся скандал, который с трудом погасил прибывший по вызову зампрокурора Шу: он подтвердил доводы майора Оспанова, и следователь антикоррупционной службы исправил допущенные ляпы.
Казалось бы, в деле поставлена точка. Однако через два месяца Мухаммеду Оспанову предъявили целый букет обвинений: помимо воспрепятствования следствию получение взятки, пытки и незаконное содержание под стражей. Суд тут же санкционировал арест полицейского, и его закрыли в следственный изолятор. В деле фигурировали еще нескольких полицейских, подозреваемых в пытках над Магжаном.
Между тем, по словам мамы Мухаммеда Назили ОСПАНОВОЙ, в ходе расследования эти обвинения не подтвердились. Как выяснилось, Магжан стал путаться в своих показаниях и в конце концов признался: мол, я оговорил полицейских. Видимо, чтобы избежать ответственности за “износ” (см. “Оговор не приговор”, “Время” от 18.11.2015 г.).
- Обвинение в получении взятки из дела сына исключили, еще одно дело - по пыткам - прекратили, но Мухаммеду предъявили новое обвинение - злоупотребление полномочиями, - говорит Назиля Оспанова. - Хотя в чем именно это злоупотребление выражается, мы до сих пор понять не можем. Работник Генпрокуратуры ИБРАИМОВ, расследовавший дело моего сына, лично возбудил на Магжана уголовное дело по факту дачи им ложных показаний. Сейчас это дело расследуется, параллельно следственная группа во главе с
г-ном Ибраимовым продолжает расследовать дело об изнасиловании несовершеннолетней, подозреваемым в котором проходит все тот же Магжан. И он же потерпевший в деле Мухаммеда...
Закончив расследование по делу майора Оспанова еще в октябре прошлого года (офицера из органов МВД не уволили, а лишь отстранили от должности на время суда), следователи и прокуроры больше месяца не могли определиться, в какой именно суд передать уголовное дело. Сначала его отправили прокурору Шуского района на утверждение. Однако тот почему-то не стал подписывать обвинительный акт, а вернул дело в прокуратуру Жамбылской области. В результате акт подписал прокурор 2-го управления облпрокуратуры г-н ДАУЛЕТАЛИН и направил дело в Шуский райсуд, но председатель суда М. МЫСТАЕВ взял самоотвод: по его словам, “у Оспанова, замначальника РОВД, с судьями района сложились определенные служебные отношения...”.
В конце концов дело попало в Меркенский районный суд. По словам Назили Оспановой, на первом же заседании адвокат майора рассказал о всех нарушениях, допущенных следствием.
- Сын находился в СИЗО больше двух месяцев, но его ни разу не допросили, не проводили следственных действий, - рассказывает мать офицера. - Кроме того, нам стало известно: судья АБУЕВ, осудивший следователя Балшыкбаева за взятку, признал изъятую борцами с коррупцией форму полицейского несостоятельным вещественным доказательством и вовсе исключил эту одежду из материалов дела. А ведь именно из-за изъятия этого форменного обмундирования и начался весь сыр-бор вокруг моего сына...
По данным г-жи Оспановой, в суде стали известны и другие любопытные детали. Например, Магжан уверял, что Мухаммед Оспанов дал приказ закрыть его в камеру предварительного содержания. Однако выяснилось, что следователи не подчиняются Оспанову, который курирует оперативный блок РОВД, и его приказы выполнять не будут.
Кроме того, установлено: Магжан не сидел почти двое суток взаперти. Его адвокат Гульсум БАКТЫБАЕВА заявила в суде: парень ни в день задержания, ни позже не жаловался на здоровье, никаких заявлений по поводу его избиения либо незаконного ареста не писал, кровоподтеков на руках не было (хотя на следствии Магжан уверял, что был вынужден вскрыть себе вены из-за давления со стороны полицейских). По словам г-жи Бактыбаевой, она была уверена, “что Магжана закроют, но... следователь отпустил его”. Как теперь стало известно, искать те самые три тысячи долларов за закрытие уголовного дела по извращенному изнасилованию малолетки...
Друг Магжана, у которого тот якобы прятался два дня, рассказал суду, что видел того всего... полчаса: Магжан пришел попросить чистую одежду и занять три тысячи баксов - “раскидать” с Балшыкбаевым. Еще несколько свидетелей также изобличили Магжана в даче ложных показаний. А один из понятых Т. (из соображений его личной безопасности фамилию мы не называем), как говорится, на голубом глазу поведал суду: он часто выступает понятым и по другим делам, расследуемым теми же следователями, что вели дело Мухаммеда Оспанова.
кончательно испортил настроение следователям и прокурорам еще один свидетель обвинения - некий Ерсин, который в те майские дни 2015 года тоже находился в изоляторе временного содержания Шуского РОВД. На днях его этапировали из колонии в Меркенский райсуд, где он дал показания. Свидетель сообщил суду, что его допрашивали прокуроры и следователи антикоррупционной службы, которые намекали: дескать, сдать мента “не западло”. Но рецидивист не пошел на поводу у следствия и топить майора Оспанова не стал. А перед самым этапом - 18 августа 2015 года - Ерсин написал явку с повинной о провокациях со стороны следствия на имя начальника Шуского РОВД и прокурора этого района.
- По закону прокурор эту явку должен был передать руководителю следственной группы Ибраимову либо зарегистрировать у себя, начав досудебное расследование: явка с повинной является более чем достаточным основанием для начала следствия, - считает Назиля Оспанова. - Но куда подевалась эта явка, нам выяснить так и не удалось... Конечно, можно говорить, что я как мать защищаю сына независимо от того, виновен он или нет. Но я уверена, что он невиновен. Сына попросту оговорили, а прокуроры зацепились за это. А когда выяснилось, что Магжан лжет, следствие, видимо, уже не может повернуть все вспять и выпустить Мухаммеда. Я надеюсь, что суд во всем детально разберется и поставит окончательную точку в этом деле.
Тохнияз КУЧУКОВ, коллаж Владимира Кадырбаева, фото с интернет-ресурсов, Алматы
От редакции Как говорится, нашла коса на камень. Пока антикоррупционщики и прокуроры, с одной стороны, и личный состав полицейского департамента Жамбылской области, с другой, меряются своими немалыми возможностями (кстати, этот скандал уже дошел до министра внутренних дел и генерального прокурора страны), они, похоже, забыли о главном - дальнейшей судьбе 14-летней школьницы, которую, как установили эксперты, “изнасиловали извращенным способом”. Нас интересует, на какой стадии расследования находится это уголовное дело и понесет ли в конце концов обвиняемый в этом жутком преступлении заслуженное наказание.