Нашли компромисс
В последние дни уходящего года в Петропавловске вновь вернулись, пожалуй, к самому громкому приговору 2015 года. На скамье подсудимых тогда оказались бывший руководитель областного управления строительства Ратмир УСМАНОВ и предприниматель Мурат ХАРСИЕВ. Первого обвиняли в том, что он получил взятку в размере десяти тысяч долларов, второго - в том, что он эту взятку дал.
За кадром в этом деле остались теперь уже экс-аким Северо-Казахстанской области Самат ЕСКЕНДИРОВ, его заместитель (тоже бывший) Владимир БАЛАХОНЦЕВ. Как свидетельствовало постановление столичного Агентства по борьбе с коррупцией, именно руководство области и было главной целью их разработки.
Но в этой детективной истории высшему эшелону областной власти не досталось даже второстепенных ролей. Самат Ескендиров тогда сам попросил отставку у президента. На Балахонцева, правда, заводили уголовное дело по “фактам злоупотребления должностными полномочиями при проведении конкурсов государственных закупок”. Но до суда не дошло, а в октябре этого года Владимир Николаевич успешно занял пост заместителя акима Акмолинской области.
А вот экс-начальнику областного управления строительства и бизнесмену из райцентра досталось по полной. Суд удивил даже гособвинителей, назначив наказание более суровое, чем просили прокуроры! Шесть лет лишения свободы получил чиновник и четыре года - предприниматель.
И вот в предновогодние праздники суду пришлось снова изучать многочисленные тома этого уголовного дела. Адвокаты подсудимого Ратмира Усманова дошли до кассационной инстанции.
Бывший чиновник вообще боролся отчаянно. Сразу после оглашения приговора объявил о том, что начинает голодовку - она продлилась 20 дней, пока не подвело здоровье. Потом в местном парке друзья и знакомые Ратмира Усманова устроили митинг в его поддержку. В петропавловском акимате его даже санкционировали, правда, с четвертого раза. Митингующие настаивали на полной невиновности чиновника и требовали справедливого и объективного расследования дела Усманова.
В суде Ратмир Усманов и Мурат Харсиев доказывали, что деньги были не взяткой, а займом! В качестве доказательства предъявляли аудиозапись телефонного разговора. Обвинение, в свою очередь, демонстрировало эту же запись, но на шесть секунд короче, на ней не было нескольких принципиальных фраз. Однако разбираться, какая из этих записей подлинная, суд не стал, отклонив ходатайства защиты.
С непоколебимой верой в отечественное правосудие Усманов подал жалобу в апелляционную коллегию. Но там приговор оставили без изменений. В кассационной инстанции бывший чиновник уже не требовал оправдания, а лишь просил уменьшить срок. В итоге шесть лет лишения свободы изменили на четыре. Главным аргументом для суда стало то, что Ратмир Усманов к уголовной ответственности привлекается впервые. Кстати, почти два года, пока шли разбирательства, Усманов уже отсидел.
Ульяна АШИМОВА, Петропавловск