4402

Сирийский излом

В Астане осужден салафит, переправившийна “священную войну” семью своего соратника

Борьба с ИГИЛ/ДАИШ продолжается на всех фронтах: пока войска членов НАТО, коалиции и России бомбят террористов на территории Сирии и Ирака, во многих странах вычисляют тех, кто мечтает начать свой личный джихад против неверных. Не остался в стороне и Казахстан: в Астане на днях осудили двух жителей столицы, которые помогали другим попасть в зону военных действий и призывали знакомых мочить врагов ислама.

Азату АБИЛЬДИНУ в августе исполнилось 26, Муслим ГАРАЕВ старше своего приятеля ровно на год. Оба парня вели, казалось, совершенно обычную жизнь казахстанской молодежи. Азат работал в строительном бизнесе, помогал столярному цеху находить клиентов, торговал на рынке стройматериалов. Муслим был торговым представителем фирмы, поставляющей продукты питания, увлекался автогонками. Он даже внешне никак не походил на классического салафита - не носил длинную бороду и короткие штаны, лишь читал, как полагается правоверным, пятикратный намаз. Азат и Муслим и сблизились на почве религии: вместе молились, обсуж­дали последние новости, в том числе и сирийские. Пожалуй, еще их роднил одинаковый социальный статус - они не зарабатывали больших денег, о дорогих квартирах и машинах могли только мечтать. Но мечтали они совсем о другом - попасть на территорию Сирии, чтобы бороться с неверными.
Азат Абильдин еще весной 2014 года мог оказаться где-нибудь неподалеку от Эр-Ракки вместе со своими приятелями Шахмурзой ДЖУКАЛАЕВЫМ и Мырзагали АЛИМЖАНОВЫМ. Как предполагают в спецорганах, инициатором был Алимжанов: он первым прим­кнул к салафитам, а потом даже уехал на учебу в Киргизию, где якобы получил образование теолога. Хотя есть подозрение, что на самом деле в соседней республике Мыргазали обучали совсем другим наукам - тем, что могут пригодиться в эпоху военных конфликтов.
Именно через Бишкек трое друзей решили отправиться в Сирию. Выбор маршрута был не случаен: к тому моменту спецслужбы уже начали внимательно отслеживать, кто собирается из Казахстана напрямую в Турцию, откуда потом будущие боевики перебираются в окрестности Дамаска. Поэтому джихадисты придумывают новые способы попасть на войну. Некоторые, например, сначала направляются в Грузию. Разве запрещено нашим соотечественникам отдыхать на кавказских курортах? Однако мало кто знает, что из Грузии через Черное море можно легко оказаться на турецком побережье, а уже оттуда вербовщики доставляют новобранцев ДАИШ прямо в зону боевых действий. Вот и маршрут через киргизскую столицу кажется совершенно обычным. Прилетаешь в Алматы, садишься в такси, пересекаешь как турист границу с Киргизией - и ты одной ногой уже почти в Сирии. Кроме того, есть вероятность, что за Кордайским постом будущих боевиков встретят соратники по оружию.
Но в воздушной гавани Бишкека Азат неожиданно передумал и решил остаться дома. Как позже он расскажет следователям, причина была достаточно простой - парень не смог бросить свою семью. Мырзагали и Шахмурза отправились в Сирию, а он вернулся в Астану. Однако решимость бороться с кафирами не оставляла его ни на час. Абильдин продолжал общаться со своими улетевшими в Сирию товарищами по WhatsApp. А постепенно вокруг Азата образовалась группа молодых ребят, которые так же, как и он, бредили идеями джихада. Самым активным среди них был Муслим Гараев.
Чаще всего единоверцы собирались, чтобы обсудить новости с фронта, в гостинице “Сапсан”, больше похожей на общежитие. Именно здесь снимал комнату Муслим Гараев. Абильдин приходил в гости к приятелям, и вместе они смотрели и обсуждали видеоролики. С темами проблем никогда не было: помимо сирийского конф­ликта полыхала война на Украине, в разных точках планеты постоянно происходили теракты, то и дело казнили неверных...
Вскоре Азату представился шанс помочь своим братьям по вере. Уехавший в Сирию Алимжанов попросил друга об услуге. Мырзагали очень соскучился по своей жене и двоим детям - не мог бы Азат помочь переправить их в Сирию? Абильдин, недолго думая, созвонился с Динарой АЛИМЖАНОВОЙ, узнал, что нужно сделать. Оказалось, что для вывоза детей за границу необходимо нотариально заверенное согласие папы. Отец, понятное дело, в окрестностях Дамаска вряд ли нашел бы подходящего стряпчего, который составил бы такую бумагу. Поэтому роль главы семьи Алимжановых сыграл Азат. Вместе с Динарой они отправились к столичному нотариусу Айгул ОСПАНОВОЙ. Разрешение на выезд оформляла помощница нотариуса, которая, по всей видимости, особенно не вглядывалась в документы Абильдина... К слову, родители Мырзагали и Динары Алимжановых догадывались о том, что молодая мама хочет уехать к своему мужу-джихадисту, от нее прятали документы детей. Но женщина смогла перехитрить и их и благополучно переправилась с маленькими дочерьми в Сирию.
Вскоре Азат узнал, что джихад для его приятеля Мырзагали закончился - он погиб. Тогда Абильдин связался с Динарой и предложил ей вернуться в Казахстан. Однако мать двоих детей заверила его, что живет прекрасно, с малышами все в порядке и, вообще, если есть на свете рай, то это как раз сирийский край. И Азат до последнего был уверен, что поступил правильно: раз Динаре и ее детям там хорошо, то в чем его вина?..
Суд признал Абильдина виновным в двух преступлениях - пропаганде и пособничестве терроризму. Муслим Гараев осужден за его пропаганду. Оба фаната ИГ следующие пять лет проведут в колонии общего режима. Нотариус Айгул Оспанова приговорена к 180 часам общественных работ. О судьбе Динары Алимжановой и ее детей ничего не известно.

Михаил КОЗАЧКОВ,коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть