2334

Никто ни в чём не виноват

В Алматы завершился судебный процесс по обвинению корреспондента портала Radiotochka.kz Сергея КИМА (на снимке) в клевете. Жалобу на нашего коллегу подала авиакомпания SCAT, о которой он написал статью сразу после июньского инцидента в аэропорту Актау, когда на глазах сотен пассажиров сгорел скатовский “Боинг”.

Свою статью Сергей Ким посвятил авиационному рейтингу, размещенному на сайте irlineratings.com, где деятельность SCAT получила весьма низкую оценку - за безопасность авиакомпании поставили всего одну звезду. Именно поэтому журналист опубликовал на “Радиоточке” материал под названием “SCAT уже полгода считается одной из самых опасных авиакомпаний в мире”. При этом в публикации была допущена неточность - автор указал, что рейтинг имеет отношение к Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA. - М. К.), хотя на самом деле это не так. Впрочем, ошибка в тексте была оперативно исправлена, однако в SCAT все-таки решили через суд наказать корреспондента, подав на него жалобу за клевету. За это преступление журналисту грозило лишение свободы сроком на два года! (см. “В чем правда, SCAT?”, “Время” от 16.12.2015 года).
В рамках судебного процесса представителям авиакомпании так и не удалось доказать, что журналист оклеветал перевозчика и тем самым нанес ему значительные финансовые и репутационные потери. Фактически в суде не было представлено ни одного документа, подтверждающего вину Кима. Даже назвать точную сумму ущерба авиаторы то ли не захотели, то ли не смогли. И как итог - судья Елена КВАН полностью оправдала Сергея Кима и даже принесла ему извинения от лица государства. Кроме того, с авиакомпании взысканы все расходы на организацию процесса и услуги адвокатов. Также за журналистом признано право на реабилитацию и возмещение ущерба - то есть теперь уже он может подать в суд на SCAT.
- К сожалению или к счастью, статья 130 УК “Клевета” - это статья частного обвинения, - рассказал после оглашения решения Сергей Ким. - А это значит, что любой может подать в суд на кого угодно в обход досудебного следствия. Что и произошло - SCAT подает сначала заявление в полицию, громко об этом заявляет, рассылает об этом пресс-релизы в СМИ. Когда заявление правомерно возвращают, пишет жалобу в суд. Тут важно понимать - мнения не могут лежать в основе обвинения. На мой взгляд, представители авиакомпании так и не предоставили суду факты, руководствуясь только посылом “мы считаем”. Считать можно все, что угодно, это их неотъемлемое право. Но не в суде, где нужны доказательства. Собственно, SCAT, кроме удара по репутации, должен был доказать мой преступный умысел нанести компании урон. Чего не было сделано. А вообще, на мой взгляд, решение подать на меня в суд было излишне эмоциональным - никто не запрещал сотрудникам SCAT решить спор в досудебном порядке. Есть общеизвестные процедуры, например, деловая переписка с предъявлением официальных претензий журналисту и редакции. Но когда маховик правосудия был запущен, поводов отказаться от честного разбирательства у меня было немного - я был намерен доказать свою невиновность и оставить репутацию незапятнанной уже из принципа.
Будет ли SCAT подавать апелляцию и дальше преследовать журналиста? Увы, узнать это в суде не удалось - представители авиакомпании даже не явились на оглашение.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира Заикина, Алматы

Поделиться
Класснуть