16077

Покаяние и наказание

В пятницу в Караганде вынесен приговор по громкому делу Серика Ахметова и местных чиновников

В ходе этого процесса в суде было рассмотрено 350 томов уголовного дела и заслушано более трехсот свидетелей. Свои показания дали эксперты, следователи, потерпевшие как из числа простых горожан и предпринимателей, так и представителей государственных органов. Обвинение поддерживали четыре прокурора. В состязательную конфронтацию с ними вступили три десятка матерых адвокатов. Что ни говори, а событий, подобных этому, в истории нашей страны еще не случалось. Конечно, были громкие коррупционные заварушки, но в Караганде разразился прямо грандиозный скандалище!

Ради VIP-подсудимых было отремонтировано здание спецсуда, где ранее рассматривались лишь дела с участием присяжных заседателей. Часть служебных помещений в нем временно приспособили под комнаты для журналистов и родственников фигурантов дела. Ежедневно к суду подъезжал автобус с бойцами Нацгвардии. Некоторые из них рассредоточивались по двору, а другие маленькими группами прохаживались по близлежащей округе. И так с утра до вечера, лишь с перерывом на обед. К окончанию разбирательств молодые гвардейцы уже знали в лицо постоянных посетителей и по-свойски “стреляли” у них сигареты.
К слову, про перекуры. Как только судья объявлял краткосрочный перерыв, участники процесса спешили на улицу, где делились между собой впечатлениями. Сперва подсудимые и их защитники выглядели единой командой - здоровались, шутили, обсуждали выступления свидетелей. Однако когда дошло до этапа дачи показаний, стало понятно: в “товарищах по несчастью” согласия нет - здесь каждый сам за себя. Кто-то изначально предпочел признать вину и сотрудничал со следствием, кто-то, напротив, выражал категоричное несогласие с предъявленными обвинениями.
А были и такие, кто метался, не зная, к какому берегу пристать... К примеру, Бауржан АБДИШЕВ в ходе предварительного расследования дал показания против Серика Ахметова, а в суде перебежал в лагерь “отказников” (см. “Джентльмен неудачи”, “Время” от 17.11.2015 г.). А ведь не измени он свою позицию, глядишь и оказался бы среди тех, за кого прокуроры хлопотали о прекращении уголовного преследования - предпринимателей Альжана АКМОЛДАЕВА, Думана НУРБАЕВА и бывшего председателя правления АО “КазАгроФинанс” Гумара РАХИМЖАНОВА. Именно их откровения помогли сыщикам разгадать тайну вывода миллионов казенных тенге на счета принадлежащей сыну экс-премьера Данияру фирмы в ОАЭ, а также выяснить детали финансовых махинаций по эпизоду “Топарских теплиц”.
Особняком держался экс-заместитель руководителя канцелярии премьер-министра Габит МАТАЕВ. Он признал свою вину в злоупотреблении должностными полномочиями в эпизодах выделения земельных участков под строительство транспортно-логистического комплекса (ТЛК) и передаче Ахметову обналиченных денег, возвращенных испанской фирмой после поставки в Казахстан тепличного оборудования по завышенной цене. Однако в суде Матаев воспользовался правом отказаться от сказанного ранее. Возможно, поэтому гособвинители запросили для него “всего” три года лишения свободы.
Зато Акмолдаев, Нурбаев и Рахимжанов подверглись мощной атаке со стороны защитников Серика Ныгметовича и других считающих себя невиновными подсудимых. По мнению их адвокатов, расхитителями государственных денег являются именно эти трое, оговорившие экс-премьера, чтобы избежать тюрьмы.
Других объяснений того, почему столь высокопоставленный чиновник оказался на скамье подсудимых, у защитников Ахметова не нашлось. Хотя в самом начале судебного процесса было множество таинственных намеков и предположений с их стороны. Чего стоит один только информационный “вброс” в соцсетях, где Серик Ахметов выступал в роли жертвы политических интриг...
Интересный штрих: чем ближе процесс подходил к развязке, тем больше ликовали адвокаты подсудимых. Они уверенно заявляли, что дело сфабриковано, и что они сумели его “развалить”. Практически все защитники ходатайствовали об оправдании своих подзащитных - “достойных и уважаемых людей, изменивших облик Караганды в лучшую сторону”. Между тем их клиенты выбирали куда более осторожные формулировки: они скромно просили председательствовавшего на процессе Исламхана ЕСЕНБАЕВА проявить объективность и вынести справедливое решение.
В целом же было видно, что фигуранты этого резонансного дела весьма болезненно восприняли перспективу “перемены участи”. Их заметно напрягало отсутствие какого-либо подобострастия со стороны следователей, прокуроров и даже конвоиров - ведь еще совсем недавно они были полновесными государственными мужами... Вчерашние “вершители судеб” цеплялись за любой мелкий промах следствия, стараясь раздуть его до впечатляющих воображение размеров. А Серик Ахметов и вовсе сделал для себя открытие.
- Мы вот много говорим о правовой безграмотности. А я понял, что и сам вхожу в число людей, подверженных правовому нигилизму... - не без растерянности произнес главный подсудимый в ходе прений сторон. И добавил: за год, проведенный им под домашним арестом, он много чего изучил и стал юридически подкованным.
Впрочем, когда для Серика Ныгметовича настала пора последнего слова, взывал он отнюдь не к нормам Уголовно-процессуального кодекса, а к президенту страны (см. “Серик Ахметов попросил прощения у главы государства”, (www.time.kz от 9.12.2015 г.).
Что ж, ход вполне ожидаемый. Год назад экс-аким Павлодарской области Ерлан АРЫН, тоже угодивший в коррупционный переплет, уже воспользовался - и весьма успешно - этим “ноу-хау” (см. “Ерлан Арын: “Вину не признаю, но президента я подвел” и “На свободу с чистой совестью?”, “Время” от 26.11 и 27.11.2014 г.). Следом за Ахметовым просить прощения у главы государства принялся и преемник Серика Ныгметовича на посту акима Карагандинской области Бауржан Абдишев.
- Я делал все, чтобы мой родной город развивался, иногда даже слишком рьяно. Я был и есть солдат президента! - заявил Бауржан Туйтеевич. - Считаю, что стал жертвой обстоятельств. Обидно и горько за то, что невольно бросил тень на главу государства. Пользуясь возможностью, хочу попросить у лидера нации прощения за то, что сейчас склоняют мое имя, что стал жертвой чужих наветов.
Однако, судя по вчерашнему приговору, “павлодарский вариант” в Караганде не сработал. Перефразируя известный афоризм, ситуацию можно описать так: что позволено быку, то не позволено Юпитеру...

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Из досье

- 26 ноября 2014 г. суд приговорил бывшего акима Павлодарской области Ерлана АРЫНА к трем годам лишения свободы условно с испытательным трехлетним сроком, лишив его права занимать должности на госслужбе в течение пяти лет и госнаград. Сразу же после оглашения приговора экс-чиновник был освобожден из-под стражи.
- Суд признал Арына виновным в мошенничестве, получении взятки и легализации денежных средств, добытых преступным путем. По материалам уголовного дела, бывшему акиму инкриминировалось совершение мошеннических действий по хищению денежных средств у предпринимателя в размере 1 млн. 650 тыс. тенге, а также получение взятки от предпринимателя в сумме более 5 млн. тенге за победу в тендере.
- Накануне оглашения приговора, 25 ноября, выступая с последним словом в суде, Арын заявил, что не признает вины по предъявляемым ему обвинениям, но попросил прощения у президента страны за то, что подвел его.

Поделиться
Класснуть

Свежее