9150

Джентльмен неудачи

Как на экс-акима Карагандинской области листком бумаги надавили

Судебное разбирательство по громкому делу Серика АХМЕТОВА и Ко приближается к финишу. В понедельник в зале суда начали говорить подсудимые, прежде предпочитавшие молчать. Первым заслушали экс-акима Карагандинской области Бауржана АБДИШЕВА. Ранее он обещал рассказать о закулисных деталях расследования, и потому многие в зале предвкушали скандальные разоблачения. Однако “рассказчик”, мягко говоря, не оправдал этих ожиданий. Зато изрядно повеселил.

Монолог Бауржана Туйтеевича (большая часть которого была посвящена перечислению процессуальных нарушений, допущенных следствием, по его мнению) занял всю первую половину дня. Прокуроры в ответ твердили, что все доказательства были собраны законно, и просили суд оставить ходатайства подсудимого без удовлетворения. Однако председательствующий Исламхан ЕСЕНБАЕВ методично приобщал их к материалам дела, обещая дать им оценку в совещательной комнате при вынесении приговора.
Напомним, подсудимого Абдишева обвиняют в лоббировании интересов завода по производству тротуарной плитки “ЕвроСтандарт Караганда” в 2012 году - еще в бытность его акимом шахтерской столицы. Как выяснили следователи антикоррупционной службы, изготовленная там брусчатка по завышенным ценам шла через госзаказы на благоустройство парков и скверов. Причем другие производители схожей продукции оставались не у дел, некоторые из них позже жаловались следствию на упущенную выгоду.
Любопытно, что в ходе предварительного расследования Бауржан Туйтеевич свою вину признавал. Так, на одном из допросов он сообщил, что вместе со своим другом Габитом ЖУМАТАЕВЫМ вложил в проект более 100 миллионов тенге. Руководителем завода был назначен местный предприниматель Руслан СЫЗДЫКОВ, который посредством электронной почты отчитывался перед Абдишевым обо всех своих действиях. Тем не менее в самом начале судебных слушаний экс-чиновник пошел на попятную, попросив аннулировать его прежние показания. Теперь экс-аким заявляет: к “ЕвроСтандарту” он не имеет никакого отношения.
- Мне непонятно, почему все называют “ЕвроСтандарт” заводом? Это - цех! Это был инвестиционный проект для города, ваша честь. Без какой-либо корысти, - убеждал судью Абдишев. - У предпринимателя Сыздыкова было свое производство с малыми мощностями, он хотел его модернизировать. Поэтому я предложил вложиться в проект своему другу Жуматаеву. Просил его поддержать город, поскольку на тот момент в Караганде не было предприятий, способных производить большой объем брусчатки. Это ведь тоже моя работа - привлечение инвестиций! И если среди владельцев завода значатся мои друзья, это не значит, что он мне принадлежит...
Осуществление контроля над предприятием экс-аким также отрицает. Мол, недосуг ему было следить за “ЕвроСтандартом”, потому что… в 2012 году в Караганде рухнула “Бесоба” (именно вскоре после этого ЧП г-н Абдишев ушел на повышение рулить Карагандинской областью. - И. М.).
- Мне не до завода было. Люди перекрывали дороги, разбивали палаточные городки. И везде ходил я, добиваясь, чтобы их проблемы решились. Благодаря мне впервые в истории государство решило возместить ущерб дольщикам! Как будто мне больше делать тогда нечего было, кроме как завод контролировать! - с некоторым даже вызовом доказывал суду Бауржан Туйтеевич.
Между тем помимо эпизода с брусчаткой Абдишев признавался следствию в том, что по просьбе Серика Ахметова содействовал выделению земельных участков под строительство “Транспортно-логистического комплекса” (ТЛК). Но ныне уверяет: он-де слил себя и экс-премьера исключительно под давлением борцов с коррупцией. Чем же так напугали его следователи? По его словам, вовсе не пытками и не угрозами.
- Следователь УТЕЕВ мне говорил, что нужно морально готовиться к сроку в 12 лет, - заявил Абдишев. - Прямо давить на меня они не могли: все-таки у меня уровень другой. Но на столе они оставляли бумагу, на которой была распечатана 235-я статья УК РК (“Создание и руководство организованной преступной группировкой”. - И. М.). И маркером там сроки подчеркивали. Такие “штучки” у них были.
Похоже, бумажка с выдержкой из Уголовного кодекса стала самым страшным инструментом прессинга. После применения которого, если верить подсудимому, беседы со следователями проходили в более конструктивном русле.
- Мне показывали картинки и схемы: кто и как, с кем в деле связан. Излагались различные версии. Первый раз следователь ТАУБАЛДЫ попросил меня свидетельствовать против Ахметова взамен на изменение меры пресечения (с ареста на домашний арест или залог. - И. М.), - продолжил рассказ Абдишев. - Потом следователь ТАТУБАЕВ сообщил, что вопрос решен - Ахметова на тот момент сняли с должности министра обороны. Он просил взять на себя “ЕвроСтандарт”, а также затронуть ТЛК и еще “СтальЦинк”, который принадлежал сыну и брату Серика Ныгметовича. Взамен - кроме изменения меры пресечения - мне обещали не возбуждать дело по 235-й статье и изменить вменяемую в вину статью 307 (“Злоупотребление должностными полномочиями”. - И. М.) на 310-ю (“Незаконное участие в предпринимательской деятельности”. - И. М.). Мы по-джентльменски договорились. Я дал показания, потом следователь КЕКСЕЛЬ их расширила. Меня попросили заучить (!) текст. Во время следственных действий, снимаемых на видеокамеру, я сначала читал его с бумаги, а потом говорил на память. В общем, обязательства свои я выполнил. А позже Татубаев сказал мне, что изменить меру пресечения не получится. Я ответил: ну, раз вы так поступили, я тогда меняю свои показания.
Вот такое получается кино... Если на минутку допустить, что “джентльменский договор” Абдишева и следствия состоялся бы в реальности, то Бауржан Туйтеевич и сейчас продолжал бы “топить” Ахметова?
Стоит отметить, что прокуроры просили суд обратить внимание на показания следователей, которые утверждали: они не давили на Абдишева и не пытались с ним о чем-либо договориться.
Между тем помимо признаний Бауржана Туйтеевича у следствия имеются и другие доказательства как его вины, так и вины Серика Ахметова - это показания других свидетелей, изъятые документы, прослушки телефонных переговоров и электронная переписка.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть