5807

Аким Семея - перевозчикам: Не переходите границы!

“Незаконной, неправильной и некорректной” назвал аким Семея Ермак САЛИМОВ попытку перевозчиков самовольно повысить проезд в общественном транспорте с 60 до 75 тенге с 10 ноября (см. “Аким нам не указ!”, “Время” от 31.10.2015 г.). 

Очередная дуэль главы города с перевозчиками была как никогда тяжелой. За осуждением самовольного повышения проезда из уст кормчего Семея последовало заявление, ставшее полной неожиданностью для королей баранки. После последнего совещания они окончательно уверовали в то, что им удалось убедить акимат в необходимости повышения проезда до 80 тенге (см. “Перевоз и ныне там!”, “Время” от 27.10.2015 г.). Однако Ермак Бидахметович дал четко понять, что автобароны поторопились:
- У нас открылся ряд обстоятельств, которые существенно повлияли на текущую ситуацию. Возьмем общегодовой пробег маршрута. На сегодня отклонения от паспортных данных маршрута составляют 15,6 процента. Это значит, что 5,2 миллиона километров перевозчики “не доходили” - сошли с рейса или вообще не вышли на линию. Также выяснилось, что проследить расходы перевозчиков на ГСМ и ремонт невозможно - поскольку абсолютно нет данных бухгалтерского учета. Теперь о том, что касается заработной платы водителей и кондукторов. В расчетах, которые представили перевозчики, объем годовой зарплаты - миллиард семьсот миллионов тенге. А в декларируемых доходах значатся всего лишь 840 миллионов тенге! Где остальные деньги?
Логика акима Салимова проста: раз до сих пор не удалось выяснить реальные доходы и расходы перевозчиков (что позволило бы вывести адекватный тариф), значит, нужно соответствующую работу продолжать дальше. Для этого, во-первых, решено вернуться к идее “счетчиков”. Работники мэрии будут ездить в автобусах и подсчитывать количество пассажиров, что поможет установить реальные доходы перевозчиков. Во-вторых, на помощь Семейскому акимату уже спешат специалисты из Алматы.
- Мой зам сам туда ездил, чтобы встретиться с сотрудниками института транспорта. Есть договоренность, что в ближайшее время они выезжают к нам, чтобы профессионально заняться вопросами тарифообразования в нашем городе, - объявил градоначальник.
Шквал возмущения со стороны перевозчиков был ожидаем. Еще бы, такие деньжищи, которые они уже считали своими, того и гляди ускользнут из их рук! Руководитель ТОО “АзияКомби” Владимир ФИЛИЧКИН (на снимке) с ходу заявил: ни один “счетчик” не войдет в его автобус, поскольку, мол, он с самого начала считал эту идею фарсом. Перевозчик выкатил ультиматум: если вопрос с повышением тарифа и дальше будет тормозиться, то с 1 января 2016 года он на своих маршрутах отменит льготы для пенсионеров старше 70 лет, которые сейчас платят за проезд 50 процентов. По своему обыкновению спич господина Филичкина был богат красочными сравнениями:
- Я так пониманию, что город можно сравнить с доменной печью. Она не должна останавливаться ни на секунду. Уходит один сталевар, ему на смену приходит лить сталь другой. Что же у нас получается? В руководстве города произошли рокировки. Ушел аким (Айбек КАРИМОВ. - М.Г.), при котором уже готов был положительно решиться вопрос с повышением проезда. В то время, до девальвации, первой и второй, были признаны оптимальным тарифом 78 тенге. Но почему вдруг со сменой акима этот вопрос должен останавливаться и решаться по-новому?
Зампрокурора городской прокуратуры Марат ТУРУБАЕВ (на снимке), которого аким пригласил на встречу с перевозчиками, ответил ему в том же духе:
- У вас хорошее сравнение с доменной печью. Но надо постараться, чтобы в этой печи не “сгорело” наше малоимущее население! Повышение тарифов - это вопрос социальный, и для того чтобы с ним разобраться, нужен серьезный подход. Сейчас нельзя ничего сказать однозначно. Да, аким прав в том, что он защищает социально уязвимое население. Перевозчики правы в том, что защищают свой бизнес, свою прибыль, без которой предпринимательская деятельность теряет смысл. Но не надо уходить в конфронтацию. Нужно сесть и еще раз проработать все спорные вопросы. Если же снова не удастся прийти к компромиссу, то акимату и перевозчикам остается одно - решать свои споры в судебном порядке…
Кстати, зампрокурора обнародовал любопытный факт - оказывается, прокуратура города вынесла представление руководителю управления госдоходов по поводу учета доходов перевозчиков.
- Есть такая тенденция, что определенное ТОО выигрывает маршрут и передает его в субаренду ИП, - сказал Марат Турубаев. - После этого весьма затруднен учет доходов самих перевозчиков. Поскольку каждый водитель - это индивидуальный предприниматель, он сам оплачивает налоги и т.д. Эту проблему прокуратура выявила. Для того чтобы поставить точку в дебатах, необходимо дождаться окончания проверки - законно это или нет.
- Это одна из допускаемых схем предпринимательской деятельности, которую поддерживает государство! - настаивал Владимир Филичкин.
Как это “поддерживает?” - вступил в разговор замакима города Кайрат ЕРЕМБЕСОВ (на снимке). - У нас есть договорные отношения с ТОО, которые обязуются производить перевозки. Там оговорено: передавать свое право третьим лицам запрещено.
Тут всем стало ясно: в этот раз найти консенсус опять не удастся.
...После окончания взрывоопасного совещания журналисты обступили Ермака Салимова. Главной темой разговора ожидаемо стали аппетиты перевозчиков.
Ермак Салимов был настроен решительно:
- Чем мотивируют? Дескать, в таком-то году никто у нас ничего не требовал. Просто на сессии маслихата утвердили нам тариф 60 тенге, и все. Ну и что? Это незаконно было! Так больше не будет! Они все время ссылаются на свою методику. Но она должна корректироваться на фактические затраты. Мы говорим: покажите затраты! А они не могут показать. Но в любой же семье есть бухгалтерия! Вот они говорят про “Водоканал”, “Теплокоммунэнерго”. Ведь там же тариф корректируется. Если тепла нет - составляется акт и возвращаются деньги. Почему здесь они не в одной системе? Вы же сами ездите на автобусах? Они же переполненные! А перевозчики показывают пассажирооборот в три раза меньше! А потом говорят: у нас нет доходов. И требуют повышения тарифа! Но посмотрите: основная статья расходов - ГСМ. Однако дизельное топливо было 117, а сейчас - 99 тенге. Где повышение? И потом - всю нагрузку несет арендованный транспорт. Водитель сам покупает солярку, сам ремонтирует. Они говорят: вся страна отдает свои права третьим лицам! Ну и что? Давайте мы в Семее начнем вводить цивилизованные нормы!
Аким сообщил журналистам, что “забрал” центр управления пассажирским транспортом (ЦУПТ):
- На сегодняшний день ЦУПТ - это организация, которая полностью подконтрольна перевозчикам. Я в прошлый раз критически прошелся по Олегу Валерьевичу (БЕЛОУСОВ, директор ЦУПТ. - М. Г.). Буквально через некоторое время начальнику ЖКХ был звонок: “Вы что там делаете? Зачем его трогаете?”. Вчера я переговорил с Олегом Валерьевичем. Он прекрасно меня понял, написал заявление и ушел. ЦУПТ - это орган, который должен все контролировать. Мы будем его технически укреплять, чтобы в режиме реального времени было видно: автобус ушел, автобус отклонился от маршрута, до конца не доехал. Надо сразу обрабатывать информацию и предъявлять претензии перевозчикам.
Медийщикам не терпелось узнать, как акиму удается сохранять спокойствие во время дискуссий с Владимиром Филичкиным, известным своими эмоциональными выпадами.
- Он горячо болеет за свое дело. Я его прекрасно понимаю, - ответил Ермак Бидахметович. - За ним стоят конкретные люди. Он хочет, чтобы они хорошо жили.
Вместе с тем градоначальник дал понять: даже в пылу спора нельзя переходить определенные границы.
- Как вы поняли слова Владимира Филичкина: “Ну хорошо, давайте остановлюсь и потом будем разбираться”? - спросил он журналистов. - Встанут автобусы? Я тоже так понял. Незаконно останавливаться! Будем наде­яться, что здравый смысл победит….
О том, за кем будет победа в затяжной войне акима с перевозчиками, пока говорить рано. Но ясно одно: отдельно взятое сражение за интересы подавляющего большинства горожан несгибаемый Ермак выиграл.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора  и с сайта informburo.kz, Семей

Поделиться
Класснуть