Свобода слива
В Павлодаре вынесли приговор по одному из самых громких дел уходящего года: на скамье подсудимых оказались чиновник, сотрудник полиции, бизнесмен и известный журналист. Все четверо обвинялись в вымогательстве очень больших денег у акима области Каната БОЗУМБАЕВА. В том случае, если бы глава региона отказался им заплатить, они были готовы рассказать всем, будто бы сын акима изнасиловал девушку прямо в госрезиденции и не понес никакого наказания за преступление - уголовное дело тихо закрыли…
Немного предыстории. Впервые о шантаже акима Павлодарской области стало известно в начале весны. Сотрудники Комитета национальной безопасности по подозрению в вымогательстве арестовали сначала коммерсанта Нуржана СУЛЕЙМЕНОВА, а затем полицейского Фархада АЛИЯСОВА. Главный редактор газеты “Версия” Ярослав ГОЛЫШКИН поначалу был признан свидетелем, но после одного из допросов и на него надели наручники. Наконец последним отправился в следственный изолятор заместитель акима Павлодарского района Аскар БАХРАЛИНОВ.
Что интересно, первые двое практически сразу признали вину, а вот Бахралинов и Голышкин полностью отрицали свою причастность к преступлению. Главред популярного в Павлодаре издания утверждал: он, мол, проводил журналистское расследование, в рамках которого собирал информацию об изнасиловании. На этом была построена вся информационная кампания вокруг Голышкина - его выставляли как мученика, пострадавшего за свободу слова, а уголовное дело называли не иначе как местью акима за критику на страницах газеты...
Так что же на самом деле произошло в Павлодаре - аким отомстил своим врагам с помощью спецслужб или же сам стал жертвой группы мошенников? В этом попытался разобраться специальный корреспондент “Времени”. По морально-этическим соображениям мы не указываем фамилии девушек.
Весь этот “сексуально-политический” детектив начался с 20-летней Анфисы Х. Несмотря на столь юный возраст, девушка прошла большую школу жизни. Ее мама рано умерла, а отец перебрался в Россию. Сама Анфиса уже в 18 лет прошла обряд никах и стала замужней женщиной, забеременела, потеряла ребенка, развелась, уехала к отцу в Россию, вернулась к сестре в Павлодар. Она нигде толком не работала и не училась, проводя большую часть времени с подругами, знакомилась с мальчиками в Интернете и, похоже, никаких серьезных жизненных планов не строила. А 19 февраля она стала участницей самого громкого скандала в истории Павлодара.
В тот роковой день Анфиса договорилась попить пива со своей подругой - 18-летней Жансаей А. Девушки посидели в кафе, посплетничали о том о сем и, как водится, захотели разнообразить свой досуг. Тогда Анфиса предложила провести время с парнями. Когда Жансая призналась, что у нее знакомых мальчиков нет, Анфиса тут же нашла вариант. Она позвонила 26-летнему Даурену БАЙКАНОВУ, с которым познакомилась в Интернете пятью днями ранее, и тот с радостью принял предложение встретиться.
Парень приехал не один - с ним был друг, которого тоже звали Дауреном. Компания загрузилась в машину и отправилась кататься по городу. Девушки продолжали пить пиво, Байканов с удовольствием их поддерживал, трезвым оставался лишь его друг, сидевший за рулем. Поколесив по холодному городу, четверка решила погреться, для чего отправилась в поселок Кенжеколь. Приехав в загородный дом, Анфиса и Даурен Байканов перешли на водку, а Жансая вскоре заскучала и попросилась домой. Втроем они вернулись в город - водитель Даурен остался в доме, потому что уснул. Во дворе дома Жансаи они вновь выпили пива, Жансая ушла, а Байканов и Анфиса остались в машине…
На этом Жансая уходит из этой удивительной истории, а ее место вскоре займет подруга Анфисы - несовершеннолетняя Эльмира К. Но обо всем по-порядку.
Из показаний Даурена Байканова от 24.02.2015 г.:
“С Анфисой мы уединились в частных домах по ул. Абая и остановились там, сидя в машине. Там мы сидели с ней, разговаривали, а затем мы с ней вступили в половой акт по обоюдному согласию. После Анфиса стала говорить, что хочет спать, но домой идти ей рано, и поэтому попросилась поехать домой в с. Кенжеколь, где был съемный дом. По приезде мы с Анфисой пошли в спальню, где снова уединились и вступили в половой акт”.
...А через несколько часов девушка обратилась с заявлением в Южное отделение полиции УВД Павлодара, в котором обвинила Даурена Байканова в надругательстве. Полицейские с помощью соцсетей быстро вычислили парня. Он отрицал, что было изнасилование, но Анфиса настаивала на своих показаниях. Правда, уже 24 февраля уголовное дело было закрыто по примирению сторон: Байканов заплатил подружке 5 тысяч долларов и постарался забыть обо всем как можно быстрее. И ему это, несомненно, удалось бы, не окажись парень, который управлял машиной, сыном главы области Каната Бозумбаева по имени Даурен АЛДАБЕРГЕН. Что любопытно, обе девушки не знали, кто он такой, но при этом ни одна из них не выдвигала против него обвинений - Анфиса жаловалась только на Байканова, а Жансая вообще заявила, что парни к ней не приставали и в интимную связь вступить не предлагали.
Однако в материалах февральского уголовного дела фамилия Алдаберген все-таки значилась, и вскоре по городу поползли нехорошие слухи. Информация распространялась во многом благодаря газете “Версия” - в этом издании есть специальная рубрика, где публикуется непроверенная информация. Главред еженедельника Ярослав Голышкин начал искать источник, который дал бы полный расклад по происшествию. Хотя защитники журналиста, а особенно его адвокат Анатолий УТБАНОВ, утверждают, что Голышкина привлекли к расследованию другие участники преступления. Но сам Ярослав с самого начала заявлял: именно он первым начал рыть землю, почуяв сенсацию.
Из показаний Ярослава Голышкина от 15.04.2015 г.:
“Примерно в начале марта 2015 года мне стало известно, что на территории резиденции акима области... было совершено изнасилование, участником которого являлся сын акима области Бозумбаев, или Алдаберген Даурен. Я стал проверять эту информацию, использовав все возможные источники. Буквально у каждого знакомого спрашивал, слышали ли они что-нибудь по этому событию. Через какое-то время один из знакомых по фамилии Нуржан Сулейменов сказал, что вроде да, информация подтверждается”.
Откуда же Голышкин мог получить первоначальные сведения о ЧП в резиденции главы региона? У этого журналиста всегда были хорошие источники информации. Один из них даже проверяла следственная группа, занимавшаяся расследованием вымогательства у акима. На допрос и очную ставку был вызван начальник отдела ДКНБ по Павлодарской области Жулдыз КУСАИНОВ. Он не отрицал, что контактировал с главредом газеты “Версия”, но исключительно ради того, чтобы в издании выходили имиджевые статьи - например о ветеране Великой Отечественной войны. Тогда адвокат Голышкина Галия АКБЕРДИНОВА спросила чекиста прямо:
- Голышкин Я. В. назвал вас куратором. Скажите, это соответствует действительности?
Увы, ответа на этот вопрос не последовало - его снял следователь.
Так или иначе, но у Голышкина была довольно обширная информация о происшествии, в котором мог быть замешан сын акима области: он знал имя жертвы и даже предполагал, кто из сотрудников Южного ОП может слить подробности.
Как рассказал бизнесмен Сулейменов, журналист позвонил ему и попросил связаться с Фархадом АЛИЯСОВЫМ - полицейским из того самого отдела и по странному совпадению соседом Сулейменова. Алиясов был не против поделиться сведениями и даже привез копию протокола допроса Анфисы Х. Тут стоит еще раз напомнить, что сразу после ЧП девушка обвиняла в изнасиловании лишь Даурена Байканова - никаких претензий его приятелю Алдабергену она не предъявляла. Иначе говоря, получив этот документ, подельники сразу поняли: Бозумбаев-младший закон не нарушал. Но это их не остановило.
Из показаний Нуржана Сулейменова от 13.05.2015 г.:
“В конце февраля я, Голышкин и Алиясов встретились по месту моего жительства на Сатпаева, д. 253. Голышкин стал интересоваться у Алиясова более тонкими подробностями по данному делу изнасилования. Затем Алиясов Ф. сказал, что “эти дуры”, то есть Анфиса Х. и ее подружка Эльмира К., находятся у него на контакте, но сейчас они выехали в г. Курчатов. Но при этом он каждый день с ними переписывается и созванивается. В этот период времени Голышкин Ярослав предложил заработать на этом деньги путем вымогательства их у акима Павлодарской области Бозумбаева К. А. При этом он сказал, что по данной ситуации в курсе заместитель акима Павлодарского района Бахралинов Аскар Сагадатович, и я понял, что Голышкин полностью посвящает его в эти события, так как у них были дружеские отношения и общие дела”.
Оставалось всего ничего - встретиться с девушками и уговорить их. Как рассказала Анфиса, 27 февраля ей позвонил незнакомый мужчина, который представился Куатом, и попросил о встрече. На следующий день она вернулась в Павлодар и перезвонила новому знакомому. Он быстро приехал на встречу и рассказал, что все знает об изнасиловании и хочет наказать преступников - хотя бы финансово. Позже девушка узнала, что Куатом на самом деле был Нуржан Сулейменов. Чтобы доказать всю серьезность своих намерений, он даже снял для Анфисы и ее несовершеннолетней подруги Эльмиры К. квартиру, причем в своем же доме! Там же было записано первое видеообращение к президенту Казахстана, генеральному прокурору и министру внутренних дел: сын акима изнасиловал девушку, отец его покрывает, защитить бедняжку некому. Еще одним адресатом послания значился... известный российский телеведущий - автор ток-шоу “Пусть говорят” Андрей МАЛАХОВ! Роли в будущем “фильме” поделили между двумя актрисами - Анфиса должна была рассказать об изнасиловании, а ее подруга Эльмира - о произволе полицейских.
Из показаний Анфисы Х. от 06.05.2015 г.:
“При съемке первого видео Сулейменов Нуржан в присутствии Голышкина Я. сказал мне и Эльмире, чтобы мы больше говорили на сына Бозумбаева - Даурена (Как мне теперь известно, его настоящая фамилия - Алдаберген), чем на второго Даурена (моего насильника). Я должна была сказать, что меня насиловал Алдаберген Даурен, и при этом постоянно повторять, что он сын акима Павлодарской области Бозумбаева. Я сказала, что это неправда, так как Алдаберген меня фактически не насиловал, но Нуржан сказал, чтобы я говорила именно так. При этом он заметил, что мне сам бог послал это изнасилование и его (Нуржана), так как теперь на этом можно заработать деньги”.
Журналистское “расследование” получалось явно предвзятым - иначе зачем было заставлять жертву врать на камеру? Причем “кино” получилось двухсерийным: позже было снято еще одно видеообращение - на этот раз в гостинице “Адмира”. На сей раз Голышкин ни от кого не прятался - он повез девушек в отель на редакционной машине с водителем. В номере отеля Ярослав взял на себя роль режиссера и оператора. Его приятель Сулейменов вышел, оставив главного редактора “Версии” и Анфису наедине. К слову, девушки до последнего момента были уверены, что журналиста зовут Алексеем, а не Ярославом - видимо, главред “Версии” так глубоко ушел в “расследование”, что даже взял себе “оперативный псевдоним”.
Из показаний Анфисы Х .от 06.05.2015 г.:
“Когда снимали второе видео в гостинице “Адмира” по улице Лермонтова, д.1, я сказала Голышкину, что это видеообращение ложь и Алдаберген Даурен меня фактически не насиловал. Но Голышкин сказал, что лучше говорить так же, как и на первом видео”.
Спрашивается, для чего понадобилось переснимать многочисленные лживые признания Анфисы? Дело в том, что на дебютное видео попал в том числе и голос Ярослава, который корректировал монологи “актрис”. Ну и к тому же девушки оказались плохими исполнительницами: их “разоблачения” звучали слишком неубедительно.
Из показаний Анфисы Х. от 06.05.2015 г.:
“Видеозапись всегда производилась в несколько дублей, так как я и Эльмира смеялись и не могли говорить всерьез. В результате Сулейменов и Голышкин просили нас сделать трагические лица, заплакать”.
Получив с грехом пополам запись с обвинениями, Сулейменов и Голышкин отправились в акимат Павлодарского района, который располагается в городе Павлодаре. Спрашивается, что нужно было шантажистам в административном здании? Они поехали туда, чтобы “погонять мяч”. Как оказалось, у подельников была своя кодовая фраза. Когда они хотели увидеться, чтобы обсудить дела, то звонили другу другу и предлагали поиграть в футбол. А в акимате Павлодарского района их ждал еще один участник “футбольной команды” - замакима района Аскар Бахралинов. Втроем они решили, что нужно выходить на Каната Бозумбаева через мэрию Павлодара. А если этот план не сработает, то через друзей сына акима - благо всех их сейчас легко найти в соцсетях. Тогда же было принято принципиальное решение о цене вопроса. “Признание” Х. договорились продать не дешевле чем за 100 тысяч долларов, но начать торговаться с полумиллиона “зеленых”. На том и разошлись...
Спустя короткое время Сулейменов созвонился с Маратом БАКАУОВЫМ, братом акима города Павлодара Булата БАКАУОВА. Оба брата поехали к Сулейменову и своими глазами увидели ролик с Анфисой в главной роли. После этого аким Павлодара доложил главе региона, что один из местных жителей предлагает выкупить все материалы об изнасиловании за 500 тысяч долларов - в противном случае они попадут в СМИ.
Вскоре на контакт с Сулейменовым вышел родственник Бозумбаева Данияр, специально прилетевший в Павлодар из Алматы. Он встретился с бизнесменом и обсудил предстоящую сделку, сумев сбить цену до 100 тысяч долларов, после чего передал первую часть оплаты - 50 тысяч долларов. Нуржан был начеку: деньги он не стал брать своими руками, а попросил положить их во внутренний карман его куртки. Пачки купюр он привез домой, после чего срочно вызвал к себе Голышкина и отдал ему 10 тысяч. Еще “десятку” Сулейменов отвез Анфисе, но она попросила Нуржана оставить на хранение 7 тысяч долларов и взяла лишь 2800 “зеленых”. 1400 долларов Анфиса отдала Эльмире. Свою долю получил и Фархад Алиясов - ему досталось 6600 долларов. Бахралинов, по задумке, свою часть должен был забрать из второго “транша”...
Из протокола очной ставки Нуржана Сулейменова и Аскара Бахралинова от 09.07.2015 г.:
Уточняющий вопрос Сулейменову:
“Скажите, с какой целью вы приходили в кабинет Бахралинова А. С., где также присутствовал Голышкин Я. В.? Вы приходили к нему за советом или для чего?”.
Ответ Сулейменова:
“Нет, Бахралинов изначально был в теме и в последующем - если бы получилось получить деньги - он был в доле. Когда я должен был получить вторую часть денег в сумме 50 тысяч долларов США, часть из них, а именно 40 тысяч долларов, я должен был передать Голышкину Я. и Бахралинову А., а 10 тысяч долларов США я должен был оставить себе”.
Получив половину за видео, Сулейменов записал с Анфисой еще один ролик, в котором она заявила, что никаких претензий к сыну акима области не имеет: таким было условие родственника Бозумбаева - он платит вторую часть, после чего получает все материалы и гарантию того, что Анфиса больше не станет делать никаких заявлений. А уже на следующей встрече Сулейменова повязали сотрудники КНБ. Оперативно задержали и Фархада Алиясова, у которого при обыске обнаружили неучтенные патроны и нож, вмонтированный в ручку коробки передач автомобиля.
Ярослава Голышкина поначалу лишь вызывали на допросы, но затем, получив доказательства его причастности к вымогательству, арестовали и его.
Последний “футболист” - Аскар Бахралинов - в это время еще наслаждался свободой. В тот день, когда к его дому приехали сотрудники КНБ, он заперся на все замки и начал в панике звонить... корреспонденту газеты “Версия” Тамаре АБУБАКАРОВОЙ! Ей он отдавал прямые приказы: позвони моему адвокату, найди мне журналиста Александра БАРАНОВА и так далее. Что интересно, впоследствии именно Абубакарова и Баранов стали главными защитниками всей преступной группировки и особенно Ярослава Голышкина. В своих материалах они делали упор на то, что журналист просто выполнял свою работу и сажать за это нельзя.
Как оказалось, за действиями всех членов ОПГ давным-давно вели наблюдение сотрудники Комитета национальной безопасности во главе с капитаном Аскаром КУНБУЛАТОВЫМ. Канат Бозумбаев, получив информацию о вымогательстве, тут же отправился в Астану и написал заявление в компетентные органы. Из столицы прибыла спецгруппа с новейшим оборудованием и четким планом действий. По этому плану брат акима города и родственник Бозумбаева лишь имитировали преступную деятельность. Их встречи с Сулейменовым записывались - как и все телефонные переговоры членов ОПГ. Одним словом, доказательств вины было предостаточно. К тому же Нуржан Сулейменов пошел на активное сотрудничество со следствием, сознался в преступлении полицейский Фархад Алиясов, дали признательные показания и обе девушки - Анфиса Х. и Эльмира К.
До последнего отрицали вину лишь Голышкин и Бахралинов. Чиновник упирал на то, что ни с кем не встречался и переговоров не вел, а главный редактор “Версии” настаивал: он занимался своими прямыми обязанностями - то есть проводил журналистское расследование, хотя и не скрывал, что деньги за информацию все-таки получил. Чтобы остаться журналистом, ему нужно было сделать всего один шаг - выложить видеозапись в Интернет. Но главред “Версии” выбрал другой путь...
Специализированный межрайонной суд Павлодара приговорил Ярослава Голышкина к восьми годам лишения свободы с конфискацией имущества. Аскар Бахралинов получил десять лет: как установило следствие, он оказался замешан еще в одном преступлении - заведомо ложном сообщении о террористическом акте. Фархад Алиясов проведет за решеткой три с половиной года, а вот деятельное раскаяние Нуржана Сулейменова помогло ему избежать тюремных нар - он был приговорен к семи годам ограничения свободы.
Приговор пока не вступил в законную силу.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта pavon.kz, Алматы - Павлодар - Алматы