4207

Судебная перестройка

адвокат Джохар УТЕБЕКОВ

На этой неделе парламент принял новый Гражданско-процессуальный кодекс и поправки в Уголовно-процессуальный. Некоторые их нормы прокомментировал адвокат Джохар УТЕБЕКОВ (на снимке).

Отныне высшая судебная инстанция - Верховный суд - не будет рассматривать дела, сумма иска по которым не превышает 2000 месячных расчетных показателей (около 4 миллионов тенге) для физических лиц и 30 000 МРП (около 60 миллионов тенге) для юридических. То есть, проиграв в двух инстанциях -  районном и областном или приравненном к нему суде, казахстанцы больше не смогут обратиться в ВС. Некие теоретические возможности останутся, но они, по словам Джохара Утебекова, очень туманны и зависят от усмот­рения судей. Таким образом судьи рассчитывают уменьшить нагрузку, которая, по их мнению, ляжет на них в связи с уменьшением количества инстанций в областных судах, где останется только апелляция. Кассационной инстанцией станет бывшая надзорная, функции которой теперь будет выполнять Верховный суд.
- Такой ценз мы уже проходили целых четыре года - с 2006 по 2010 год, - говорит Джохар Утебеков. - Тогда местные судьи открыто потирали руки, что многие их решения больше не обжаловать в Верховном суде. Так зачем мы возвращаемся к этому печальному опыту? Теряется надзор над местными судами. Это почва для локальной коррупции.
Кроме того, одобрены поправки в вступивший в силу только с 1 января этого года Уголовно-процессуальный кодекс. В случае подписания законопроекта главой государства Верховный суд не будет “перечитывать” приговоры по делам небольшой тяжести и уголовным проступкам.
- Например, действия Максата УСЕНОВА (сбившего 6 человек в Алматы в 2013 году. - М. А.) и Куаныша ТУРАКЕЛЬДИЕВА (пнувшего продавщицу в кинотеатре в Астане две недели назад. - М. А.) являются преступлениями небольшой тяжести, - уточняет Джохар Утебеков. - При этом санкции по преступлениям небольшой тяжести небольшими не являются. По ним обвиняемые могут получить до пяти лет лишения свободы и потерять все имущество в результате конфискации.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть