13286

Работа на “износ”

Мурат ОСПАНОВ и Бахытжан ДЖУСУПБЕКОВ намерены дойти
до самых высоких кабинетов в поисках правды.

Сможет ли министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет КАСЫМОВ отстоять права 57 полицейских, обратившихся к генерал-полковнику с отчаянным рапортом?

Небольшой железнодорожный город Шу с тревогой наблюдает за “боевыми действиями” с участием сотрудников спецпрокуратуры, антикоррупционной службы и полиции. А все началось с поимки местного парня по имени Магжан, которого следователи Шуского РОВД подозревают в зверском изнасиловании, но привлечь к ответственности пока не могут. Магжана  прячут на конспиративной квартире в Таразе сотрудники антикоррупционной службы.

Вечером 6 мая 2015 года в местном парке железнодорожников трое парней, представившись оперативниками уголовного розыска, затащили в припаркованную “ауди” 14-летнюю школьницу Жадыру СЕРИКБАЕВУ (по этическим соображениям имя и фамилия жертвы насилия изменены. - Ред.). По показаниям Жадыры, парни пытались уговорить ее подбросить наркотики отчиму семиклассницы, но она отказалась и предупредила, что пожалуется старшему брату. Двое тут же вышли из машины, а Магжан, по словам Жадыры, пересел к ней на заднее сиденье.
Из показаний Жадыры Серикбаевой
“Магжан ударил меня по лицу, кусал шею, выкручивая руки, изнасиловал в извращенной форме без презерватива. Потом вывез на берег реки Шу и еще раз изнасиловал сзади. Пригрозив физической расправой, Магжан оставил меня у вокзала, где меня нашел мой дядя Канат и привел домой. Я все рассказала маме и вместе с ней поехала в больницу. Врачи определили, что меня изнасиловали, и вызвали полицию...”
Эксперты установили, что над школьницей действительно надругались в извращенной форме, и передали заключение местным следователям. В День Победы оперативники нашли Магжана и привезли в РОВД. Следователь
Е. БАЛШЫКБАЕВ возбудил уголовное дело, но задерживать Магжана не стал. Магжан несколько раз приходил в РОВД, а 14 мая заглянул в кабинет следователя с конкретным предложением: дам три тысячи долларов, если решишь вопрос с уголовным делом. Следак взял деньги, и минуту спустя в кабинет нагрянули борцы с коррупцией. Но оформить все необходимые документы сотрудники антикоррупционной службы не успели - Балшыкбаев страдал тяжелой формой эпилепсии и рухнул в своем кабинете без чувств. Его увезли на “скорой”, следом в больницу во главе следственной группы поехал первый замначальника Шуского РОВД Мухаммед-Рахим ОСПАНОВ (на снимке).
На видеозаписи, сделанной криминалистом, хорошо видно и слышно, как майор Оспанов, встретив на лестнице следователя антикоррупционной службы, интересуется, почему изъятая одежда Балшыкбаева хотя и опечатана, но находится в порванном пакете. Борец с коррупцией пытается оправдаться: мол, форму взяли у врача под видеозапись, но протокол изъятия не заполняли - позже оформят в управлении. Но Оспанов и приехавшие к тому времени в больницу начальник РОВД и его заместитель по следствию возмутились: почему следователь грубо нарушает требования уголовно-процессуального законодательства? Стороны начинают ожесточенно спорить, каждый из силовиков старается доказать свою правоту. В перепалку вступает сотрудник управления собственной безопасности (УСБ) ДВД Жамбылской области С. АМИРОВ, которого борцы с коррупцией привезли с собой из Тараза на задержание Балшыкбаева. Кто-то звонит в прокуратуру, и приехавший зампрокурора Шу подтверждает: следователь антикоррупционной службы явно нарушил закон. Тот нехотя соглашается и изымает форму так, как положено по закону.
Когда одна из понятых расписывается в протоколе, начальник полиции спрашивает: “Вы же в районном финполе работаете?” Девушка спокойно отвечает: мол, работаю секретарем, но не аттестованная. Полицейские опять возмущаются: мол, почему в роли понятой выступает ваш сотрудник? Это расценивается как заинтересованность и предвзятость следствия!
В конце концов борцы с коррупцией, оставив у реанимации охрану, уезжают. Разъезжаются и полицейские. 20 мая, получив заключение эксперта, следователь Н. АМАНКУЛОВ поручил оперативникам найти Магжана - парень к тому времени скрылся. Впрочем, только от полицейских. В этот же день Магжан дал показания борцам с коррупцией: мол, в ночь с 8 на 9 мая майор Оспанов в течение полутора суток избивал и истязал меня, выбивая показания по изнасилованию. В этот же день на майора завели уголовное дело. А еще спустя пять дней оперативники Шуского РОВД нашли квартиру, где прятался Магжан. Но задержать подозреваемого не удалось. Полицейских на пороге встретили антикоррупционщики, которые открыто сказали: Магжан с вами не поедет. Напрасно оперативники настаивали, показывали поручение Аманкулова о поимке Магжана. Взять того силой тоже не получилось: на квартиру быстро приехали еще около 20 борцов с коррупцией. Они четко дали понять: Магжан - ценный свидетель, который находится под их защитой. А что касается дела об изнасиловании, они его сами расследуют либо прокуратуру подключат. Позже оперативники РОВД “пробили” Магжана и убедились: он агент антикоррупционной службы...
27 июля майора Оспанова вызвали в областную прокуратуру, ознакомили с заключением экспертизы и признали подозреваемым в избиении Магжана. По словам Магжана, Оспанов и конвоир изолятора временного содержания (ИВС) Шуского РОВД Н. АГЫБАЕВ выбивали из него признательные показания. Причем Магжан часто путался в показаниях: в одном случае говорил, что били в ночь с 7 на 8 мая, в другом - с 8-го на 9-е. Как выяснилось, парень зафиксировал побои только 20 мая, в заключении эксперта говорится о легких телесных повреждениях. Но если человека бить больше суток, то как повреждения могут быть легкими? Дело явно парой ссадин не обойдется...
В общем, создали следственную группу из числа сотрудников антикоррупционной службы, прокуратуры и МВД, ее возглавил старший помощник генпрокурора Талгат ИБРАИМОВ. Группа работает в здании облпрокуратуры, куда каж­дые выходные вызывают по нескольку человек из Шуского РОВД.
- Я был в отпуске, но Ибраимов настаивал: мол, дай показания на Оспанова, что он истязал Магжана, пойдешь свидетелем, - вспоминает начальник дежурной части РОВД Марат ОСПАНОВ. - В противном случае Ибраимов пообещал одним звонком начальнику нашего ДВД АЙМАГАМБЕТОВУ уволить меня, а позже - посадить. Кричал, что я родственника прикрываю. А мы с майором однофамильцы. Я прямо сказал: “Господин прокурор, есть вина, предъявляйте, отвечу по закону. Как я могу оговорить человека, если я в это время был в отпуске и в РОВД не появлялся? Откуда мне знать, кто кого и где бил?!” Прокурор начал грубить, материться. Я больше 10 лет в органах работаю, но с такой грубостью еще не сталкивался...”
20 августа после очередного допроса Марат Оспанов написал жалобу на имя генерального прокурора Асхата ДАУЛБАЕВА с просьбой принять меры к прокурору Ибраимову. Ответа пока не получил.
По словам старшего лейтенанта Ануара ЖИЕНБЕКА, помощника оперативного дежурного Шуского РОВД, в ночь с 8 на 9 мая Магжана ни в ИВС, ни в камере предварительного содержания (в простонародье - обезьянник) не было.
- Но нас слушать не хотят, - говорит Ануар. - Примерно раз в неделю меня вызывают в Тараз, и каждый раз прокурор Ибраимов задает одни и те же вопросы: избивал ли Магжана Мухаммед Оспанов, почему мы больше суток держали парня без оформления документов? Мои ответы его явно не устраивают, Ибраимов начинает ругаться, материться, угрожает посадить в СИЗО. Я говорю: “Господин Ибраимов, я тоже офицер, как и вы. Почему вы разговариваете со мной как с матерым уголовником?!” А он в ответ: надо будет - посажу! Знаете, у меня появилось чувство, что всеми правдами-неправдами они хотят посадить нескольких наших, чтобы отчитаться в Астану: мол, оборотней в погонах изобличили...
Старший лейтенант Жиенбек уверяет: ни один полицейский без необходимых документов не станет закрывать человека в обезьянник, а уж тем более - в ИВС. Прошли те времена. Сейчас любой прокурор или проверяющий из ДВД, узнав, что незаконно держат человека, такой скандал поднимет, что рапорт по собственному будет самым легким наказанием...
Но у прокуроров своя правда. На следственном эксперименте, который провели через месяц после задержания Магжана, они нашли в обезьяннике окурок со следами слюны своего агента. Но Ануар Жиенбек уверяет: эту клетку, как и камеры ИВС, и другие кабинеты РОВД, каждый день моют. Следовательно, окурка там быть не могло, если, конечно, его туда не подбросили.
- Мне до сих пор угрожают: вот докажем вину твоего начальства - посадим и тебя за компанию. Мягко говоря, я в шоке от такого “прокурорского реагирования...” - разводит руками старший лейтенант Жиенбек.
Его, как и конвоира Агыбаева, подозревают в даче ложных показаний. Под подозрением и начальник ИВС РОВД, и еще несколько сотрудников полиции. Но арестован только Мухаммед Оспанов. Его друг детства Бахытжан ДЖУСУПБЕКОВ готов присягнуть на чем угодно: в этот злополучный вечер он, Мухаммед и их общий друг Серик, приехавший на майские праздники из Астаны, вечером жарили шашлыки в доме Оспанова и разошлись около трех часов ночи.
- Уверен, что Мухаммед не избивал того парня - мы ведь были вместе, - рассказывает Бахытжан. - Из Алматы приехал его отец Мурат-ага, зарезали барана и 9 мая провели поминки: дед Мухаммеда - участник войны. А накануне вечером мы собрались у Мухаммеда - я и Серик готовы подтвердить это хоть на Коране, хоть на Конституции - на чем угодно! Но слушать нас никто не хочет...
По словам отца Мухаммеда полковника Мурата ОСПАНОВА, юриста с 40-летним стажем, его сына изолировали только за то, что парень оказался более грамотным, чем борцы с коррупцией.
- Нарушений в деле много, но никто не обращает на это никакого внимания! - горячится Мурат Оспанов. - Зачем первому замначальника РОВД избивать человека? Разве его задача - раскрыть преступление?! У сына под рукой целый отдел уголовного розыска, сотрудники которого и занимаются раскрытием. Мое мнение - Мухаммеда хотят изолировать, чтобы спасти своего агента от ответственности. На днях узнал: мама изнасилованной ученицы написала заявление на имя генпрокурора Даулбаева. Оказывается, прокурор Ибраимов изъял из РОВД уголовное дело по факту изнасилования и поручил своим подчиненным расследовать его. При этом они же ведут дело моего сына и других полицейских. Разве такое возможно?! Я до полковника дослужился, но с таким правовым беспределом впервые столкнулся! Я до самых высоких кабинетов дойду, но добьюсь правды. Не для того воспитал единственного сына, чтобы отдать его на “съедение” зачинщикам межведомственных войн...
Устав от бесконечных допросов и десятков проверок, весь личный состав Шуского РОВД подписал рапорт на имя министра Касымова. Полицейские жалуются, что прокуроры и борцы с коррупцией расследуют уголовные дела необъективно, нарушают права сотрудников РОВД, принуждая давать показания на свое руководство.
Из рапорта сотрудников РОВД главе МВД
“Все это выразилось в подавлении морально-психоло­гического климата личного состава, сказывается на дестабилизации работы РОВД и оперативной обстановке в районе в целом. Просим Вас оказать содействие в объективном расследовании уголовных дел с неукоснительным соблюдением норм действующего законодательства и презумпции невиновности...”
Что ответит своим подчиненным министр? И главное: настолько ли ценен “агент Магжан”, чтобы из-за него развязывать войну с теми, у кого, по большому счету, одна задача - борьба с преступностью?

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы - Шу

Поделиться
Класснуть