Мама меня терпит
Старшеклассники засняли на мобильный телефон, как Серик в ссадинах и синяках несет цветы своей маме.
В Таразе в центре внимания продолжает оставаться скандальное видео, выложенное в YouTube, где продавцы турецкого магазина обрабатывают раны малыша, избитого своей матерью. Обсуждается и наша публикация (см. “Жестокие обстоятельства”, “Время” от 9.7.2015 г.), в которой представлена позиция матери-истязательницы. Фатима БАСМАНОВА признается в избиении ребенка, но намекает на некую экстремистскую секту, куда ее с сыном якобы пытаются вовлечь. Так вот, хозяева магазина категорически отрицают принадлежность к секте и уверяют, что все разговоры о деструктивной религии не что иное, как фантазии садистки, пытающейся уйти от ответственности.
С Кавазом ЧАУШЕВЫМ мы встретились в магазине “Ак-Ниет” - в этом небольшом супермаркете, принадлежащем его отцу, он работает продавцом.
- 4 июля в обед в магазин зашел Серик и попросил молока, - рассказывает Каваз. - Когда он подошел рассчитываться - а я как раз сидел на кассе - я заметил на его плече сильное покраснение. Тихонько спросил: “Что это у тебя?”. “Упал”, - ответил он. Я не поверил, попросил подменить меня на кассе, а сам, отведя мальчика в сторону, попросил снять футболку. И увидел кошмар: вся спина ребенка была в жутких ссадинах и кровоподтеках. “Кто это тебя?” - “Никто. Упал”. Я взял аптечку из машины, хотел помазать раны зеленкой - вдруг мальчик как закричит: “Не надо зеленкой, а то мама увидит!” Тогда я обработал больные места левомеколем. На мне в этот момент была длинная белая рубашка навыпуск, которая на видео смотрелась как медицинский халат.
- Что наводило на мысль о запланированной видеосъемке…
- Ни о какой запланированности речи быть не может! Мы просто оказали ребенку первую помощь, как на нашем месте поступил бы каждый. И люди столпились вокруг не из любопытства, а потому, что, видя избитого до кровавых ран ребенка, не могли остаться безучастными. Кто-то позвонил в “скорую”, кто-то вызвал полицию. Предложили пригласить сюда маму Серика, но малец наотрез отказался дать адрес и телефон. Однако за шоколадку он разрешил полистать находящийся при нем черный блокнот, и там мы нашли, что хотели. Вскоре появилась мама Серика Фатима. Эту женщину мы давно знали как нашу постоянную покупательницу и нередко помогали ей продуктами - молоком, мясом, так как она постоянно жаловалась на нехватку средств. Как-то однажды я приобрел для Серика школьную форму: случайно столкнулись в ателье, где я заказывал форму для дочки-второклассницы, а тут Фатима принялась причитать, что на свою зарплату она не может собрать сына в школу. Ну я и купил мальчонке костюм - просто по-человечески… Ну вот, собственно, и все. Прибыла полиция, все вышли во двор, а я продолжил обслуживать покупателей.
- Скажите, сцену оказания медпомощи сняли на видео и выставили в YouTube ваши коллеги?
- Не знаю. Но точно не я. Я даже не знаю, как это делается.
- А вам известно, что Фатима намекала на то, что вы хотите заманить ее с сыном в некую религиозную структуру? С этой целью будто бы и помогали материально, а затем вознамерились отправить ее сына в мусульманский лагерь, а с нее зачем-то требовали домовую книгу…
- Она не только в этом нас обвинила, но еще и в том, что то ли я, то ли мой отец ее домогался и хотел сделать второй женой. Это Фатима заявила в интервью телеканалу КТК. Что можно сказать? Только одно - это плод больного воображения дамы с садистскими наклонностями. Я не раз слышал от людей, что эта женщина зверски избивает своего сына, но ей всегда удавалось сделать так, чтобы все оставалось шито-крыто. А теперь, когда она поняла, что ответственности не избежать, принялась сочинять легенды про религиозный экстремизм и сексуальные домогательства. Исламский лагерь для детей - это выдумки. Я вон купил своим детям бассейн, и они у меня отдыхают дома в деревне, на фруктах, парном молоке и свежем воздухе. Да, мы люди верующие, но ходим в обычную мечеть и участвуем в общем пятничном намазе. А то, что иногда подбрасывали Фатиме продукты, так это была помощь от чистого сердца, простое человеческое участие.
О том, что в отношениях матери с сыном не все было гладко, мне рассказали и в СШ № 35, где учится Серик.
- Никогда бы не подумала, что у этого ребенка могут быть дома какие-то проблемы: в первый класс он пришел, уже умея и читать, и писать, и это, очевидно, была мамина подготовка, потому что ни в нулевой класс, ни в детсад мальчик не ходил, - высказывает свой взгляд на ситуацию классный руководитель Серика Ирина Владимировна КРАВЦОВА (на снимке). - Ребенок очень развитый, открытый, общительный - таким он был в начале учебного года. Но однажды в октябре Серик пришел в школу с оцарапанной щекой. “Серик, что случилось?” - “Я упал в кусты”. Ну, ладно, в октябре ветки бывают голые, я поверила. Однако 2 марта у него на лице вновь появились ссадины и царапины, вдобавок он почему-то отказывался снять шапку. Вывела его за дверь, посмотрела, а у него вся голова в проплешинах. “Это у меня волосы выпадают от нехватки кальция”, - тут же сочинил он. Правда, в присутствии завуча и медсестры признался, что это мама наказала его за то, что он ставил химические опыты, прожег скатерть и чуть было не спалил дом. Вызвали маму. Мама в кабинете директора не стала скрывать, что побила сына. Дескать, довел он ее своим непослушанием, вот она и не сдержалась - отхлестала компьютерным шнуром. Разговаривала мама с нами на повышенных тонах, постоянно повторяя: “Не лезьте!”, “Не ваше дело!” Протокол беседы подписать отказалась. И в тот раз, и в дальнейшем свое рукоприкладство Фатима объясняла бедственным материальным положением. Ее основной довод: тяжело одной воспитывать ребенка. Я побывала в ее трехкомнатной квартире: нешикарно, но и особой нищеты я не заметила. Все же предложила ей собрать документы на получение помощи из фонда всеобуча. Но ни одной бумажки она так и не представила. В пришкольный лагерь - всего за 2 тысячи 400 тенге - тоже ребенка не отдала. А Серик, кстати, к концу года стал уже совсем другим: напряженным, скованным, тревожным, нервным, малейшая ошибка вызывала в нем панику. Но что бы ни было, маму он всегда защищал. Вот и последний раз, жестоко избитый ею, все повторял: “Я сам во всем виноват. Я довожу маму. Она меня терпит…”
Об этой дикой ситуации, которая длится вот уже почти год (год только замечаемая всеми!), с возмущением говорили родители одноклассников Серика.
- Для Фатимы, видимо, уже настолько привычно воспитывать сына с помощью кулаков, что даже присутствие окружающих ее не смущает, - делится наболевшим Татьяна ФАТКУЛИНА. - На классном собрании, где сидели и родители, и дети, Фатима на глазах у всех ударила сына по лицу только из-за того, что он допустил какие-то ошибки в письменной работе. Стоило мне вступиться за мальчика, как Серик моментально отреагировал: “Не трогайте мою маму!” И тут же получил еще одну оплеуху - за то, что вмешался в разговор взрослых.
- Я тоже пыталась разговаривать с Фатимой, увидев, что у ребенка пол-лица снесено, - кипятится Елена ПИСЬМЕННАЯ. - “Да это он полез за паровозиком и поцарапался о столик…” - без тени смущения ответила мама. Потом он уже регулярно приходил с синяками, и все списывалось на случайные падения. Когда мы по окончании первого класса стали фотографировать детей на виньетки, то фотограф, извините, не знал, как Серика усадить: у него все лицо было в синяках, а голова - в проплешинах от вырванных волос. В апреле Фатима “случайно” прижгла ребенка утюгом. Начинаем ее совестить, а у нее на все один ответ: я одна, мне тяжело, никто не помогает. Да у нас в классе много таких родителей: к примеру, дедушка двоих внуков на свою пенсию содержит, или взять Гульсару ТУХТАМЫШЕВУ - одна шестерых детей поднимает! И никто из них не жалуется. И уж, конечно, никто из-за бедности детей не дубасит.
- В декабре кто-то написал анонимное письмо в правоохранительные органы, - подключается к диалогу Мария ПУБЛИЧЕНКО. - И что же? Пришли проверяющие, а половина родителей заняли позицию “Зачем выносить сор из избы?”. В итоге пошумели, да так все и осталось. Что касается Фатимы, то в сметливости ей не откажешь - она четко знает, каким способом ей обороняться: сейчас в обществе актуальна тема религиозного экстремизма - и она тут же преподносит историю об опасных моджахедах. У молоденьких девушек она, конечно же, вызовет сочувствие рассказом о коварном обольстителе. Бабулек, которых всегда волнует вопрос собственности, она проймет эпизодом о домовой книге. В общем, добьется, что все ее пожалеют, а замученный ребенок незаметно отодвинется на второй план…
…Однако на сей раз вряд ли все этим закончится. По словам начальника отдела по делам несовершеннолетних ДВД Жамбылской области Куаныша КАЛЖАНОВА (на снимке), в рамках возбужденного уголовного дела назначены судебно-медицинская (она уже завершена) и психолого-психиатрическая (будет готова к концу августа) экспертизы. После чего следователь примет процессуальное решение, и, скорее всего, дальнейшую судьбу ребенка будет решать суд. Пока же Серик содержится отдельно от мамы - в центре адаптации несовершеннолетних.
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз