3606

Скалка о двух концах

Карагандинская семья СУЛТАНБЕКОВЫХ оказалась под огнем критики со стороны чиновников от образования. Теперь они с переменным успехом ведут баталии в судебных инстанциях. На кону судьба восьмилетнего усыновленного мальчугана. Когда школьные педагоги обнаружили на его теле следы побоев, было решено отнять ребенка у приемных родителей и отправить в детдом. Но мама и папа возвращать сына под опеку государства категорически не желают.

Первая встреча Анувара Султанбекова с маленьким Женисом (имя изменено) произошла пять лет назад. Мужчина по доброте своей привез в детский дом “Ботакоз” партию мяса. Пока шла разгрузка, обратил внимание на одного из трехлетних воспитанников. Чем-то мальчишка его зацепил. Анувар вернулся домой и рассказал об этом ребенке жене Джамиле. Супруги давно думали о том, чтобы усыновить малыша. Их дочь Жансая на тот момент заканчивала обучение в школе. После короткого обсуждения Султанбековы принялись собирать необходимые документы. На утряску формальностей понадобилось некоторое время, потому в семью Женис попал, когда ему уже исполнилось четыре года. Новоявленные мама и папа занялись его развитием, так как ребенок еще не умел разговаривать.
Все шло спокойно до минувшего декабря. Тогда мальчик вдруг пришел в школу с синяками и ссадинами. Со слов классного руководителя из СОШ №23 Жазиры АЗАНБАЕВОЙ, у Жениса была заметная гематома в височной части головы и глубокая царапина у носа. Педагог тут же повела второклассника в медпункт. При осмотре ученика взрослые обнаружили еще несколько кровоподтеков на разных частях тела. В ходе расспросов мальчик рассказал, что старшая сестра и мама периодически избивают его скалкой. А накануне сестрица к тому же швырнула ему в лицо ножницы, отчего около носа и появился порез.
Все травмы чуть позже были зафиксированы судмедэкспертом, к которому Жениса свозили учителя. С приемными родителями провели профилактическую беседу, и накал страстей постепенно разрядился. Однако в конце января ребенок вновь появился в школе с синяком над глазом. При дальнейшем осмотре у него выявили многочисленные гематомы на голове, пояснице и ягодицах. Кроме того, обнаружили несколько колотых ран на левом бедре. И снова ученик пожаловался на сестру и маму.
Дабы обезопасить Жениса от дальнейших семейных разборок, было решено отправить его в Центр адаптации несовершеннолетних (ЦАН). Самому ему сообщили, что он некоторое время поживет в санатории. Ведь о том, что его несколько лет назад взяли в семью чужие люди, он не помнил и потому мог расстроиться. А городской отдел образования не мешкая подал иск в суд с требованием отменить усыновление в связи с жестоким обращением с ребенком.
В апреле специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Карагандинской области встал на сторону чиновников. Уж очень явно об отношении к мальчику в приемной семье говорили зафиксированные экспертами побои. К тому же педагоги не поленились опросить соседей, от которых узнали, что в наказание родители частенько выставляли Жениса в подъездный тамбур. Впрочем, в целом Султанбековых характеризовали хорошо: материально обеспечены, трехкомнатную квартиру содержат в чистоте и уюте, все необходимые мальчику вещи покупают. По заключению психологов, наиболее теплые отношения у Жениса были с отцом. Мать он уважал и ценил ее заботу, но из-за ее чрезмерной холодности эмоциональной близости с ней не имел. Ну а сестру мальчик откровенно боялся. Да и девушка к нему относилась с нескрываемым отторжением.
Все эти детали в итоге привели к тому, что судья Марина КУШАКОВА вынесла решение об отмене усыновления и передаче ребенка государственному органу опеки. Притом еще и обязала чету Султанбековых выплачивать алименты в размере четверти от заработной платы до достижения Женисом совершеннолетия. Результат логичный, если бы не одно “но”.
Оказалось, что во время слушаний никто не поинтересовался мнением самого мальчика. А он, как выяснилось позже, очень хотел вернуться домой, поскольку соскучился по родителям. И вообще, несмотря ни на что, очень их любит. К слову, Анувар и Джамила Султанбековы во время процесса тоже твердили о своей любви к приемному ребенку и просили не отнимать его у них. Мать не отрицала, что проявляла строгость в воспитании. По признаниям женщины, она очень переживала за школьную успеваемость сына, потому позволяла себе ругать его и давать оплеухи. Особенно злилась, когда он задерживался после занятий и заходил в магазины, распевал там песни, выпрашивая что-нибудь у продавцов и покупателей. Однажды в горячке Джамила даже кинула в него свои сапоги.
Между тем основной проблемой в семье были взаимоотношения Жениса со старшей сестрой. Недавно Жансая забеременела и готовилась выйти замуж. Однако отец ее ребенка бросил девушку, и она была вынуждена вернуться к родителям. После появления собственного малыша Жансая впала в депрессию и стала вымещать эмоции на братишке. Вышеперечисленные побои - это по большей части ее рук дело. Родители в поисках выхода из сложившейся ситуации решили ее отселить. Пока готовились слушания по их делу в апелляционной инстанции, они успели купить дочери отдельную квартиру.
- Дело, конечно, морально и психологически сложное. Вся ответственность за судьбу ребенка лежала на мне, - рассказал судья Карагандинского областного суда Бауржан КИЛИБАЕВ (на снимке). - Я удовлетворил жалобу усыновителей, потому что в первой инстанции не учитывалось мнение самого мальчика. Мы же выезжали в ЦАН и побеседовали с ним. Он говорит: “Я вернусь к родителям, маму, папу люблю!”. Кроме того, мы не установили проявления агрессии со стороны матери и отца ребенка. Насилие шло со стороны сестры. Она это подтвердила на слушаниях, раскаялась. Но мы все же обязали приемных родителей устранить контакты ребенка с ней.
Однако праздновать победу Султанбековым пока рано. Городской отдел образования намерен подать кассационную жалобу и отнять-таки ребенка у семьи.
- Однозначно мы не согласны с постановлением суда. Мы стоим на защите прав несовершеннолетних. Мы не знаем, что может случиться с ребенком, если он вернется в семью, - сообщила председатель городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ирина ЛЮБАРСКАЯ (на снимке).
Вопрос, попадет ли Женис в детдом или продолжит дальше расти в приемной семье и подвергать себя потенциальной опасности, остается открытым.

Ирина МОСКОВКА, фото автора,коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда

Поделиться
Класснуть