16385

Избитые доводы

В последнее время активные пользователи социальных сетей все чаще берут на себя роль суда - навешивают на конкретных людей ярлыки преступников, не дожидаясь приговора. Последний такой случай, в центре которого якобы избитый молодой парень, получил широчайшую огласку. Его имя сегодня стало жупелом в соцсетях. Но, как выясняется, подобные дела происходят и происходили раньше едва ли не по всей стране. 

29 мая 2007 года. Село Баян­аул Павлодарской области. В ту ночь местный житель Владимир ЕФИМЕНКО вскрыл “мерседес” предпринимателя Бахытжана АБДЫКАРИМОВА. Вскоре тот обнаружит пропажу 70 тысяч тенге и нескольких карточек оплаты услуг мобильной связи. Позже Владимир признался: мол, месяц как освободился из колонии, на работу его с волчьим билетом не берут, а тут захотелось выпить с дружками. О том, что у Бахытжана есть деньги, Владимир узнал от своего младшего брата Алексея (тот трудился разнорабочим в зоне отдыха “Ата-Баян”, принадлежащей Абдыкаримову). Слухи о краже распространились по селу с быстротой молнии, и уже утром следующего дня Бахытжан с двумя друзьями - Ренатом и Рустемом ЗАРИПОВЫМИ - случайно встречает в селе Владимира. Ефименко-старший был пьян, держал в руках пакет с продуктами и новой одеждой. Владимир сразу же признался в краже, но попросил Бахытжана не вызывать полицию и пообещал отработать причиненный ущерб - парень понимал: иначе его вернут на зону. Алексей и их общий кореш Владимир ПРОХОРОВ вступились за Ефименко-старшего: мол, смысл сдавать его ментам - опять сядет. А оставшись на воле, погасит ущерб. В подтверждение своих слов Владимир Ефименко вернул владельцу несколько тысяч тенге и телефонные карточки.
В материалах уголовного дела говорится: Абдыкаримов и Зариповы вывезли обоих Ефименко и Прохорова на окраину села. Всех троих сильно избили. Потом примерно в два часа дня повезли избитых братьев на озеро Сабындыколь, чтобы те смыли с себя кровь. По словам Владимира Прохорова, их избили Зариповы, сам Бахытжан лишь пнул каждого по разу. Позже Абдыкаримов и Зариповы уехали по своим делам, оставив Ефименко и Прохорова на пляже.
- На озере меня ударили по голове, я потерял сознание. Пришел в себя, умылся, Бахытжан с Зариповыми уже уехали. Братья Ефименко оставались на берегу. Я ушел домой к свату. Врачей не вызывал, потому что мое состояние было удовлетворительным. Утром приехали полицейские, повезли в Баянаульский РОВД, врачей туда не вызывали. После обеда повезли в районную больницу. А перед этим начальник РОВД сказал: оба Ефименко - трупы. Спустя несколько дней следователь Селиванов приезжал в Павлодар с готовым текстом, предупредил: на камеру будешь говорить слово в слово, как написано на бумаге. Приехали с видеокамерой, я прочитал, что меня избил Бахытжан с Зариповыми. Эти показания давал под давлением следователя, - рассказал в суде Владимир Прохоров.
…Утром 30 мая 2007 года местная жительница В. ТРОФИМЧУК обнаружила тела братьев Ефименко и вызвала полицию. Руководитель следственной группы И. СЕЛИВАНОВ стал оформлять необходимые в таких случаях документы и пригласил в понятые... своих родственников. Следователь лично переворачивал тела, тем самым взяв на себя еще и функции экс­перта (даже во второсортных детективах ни оперативник, ни тем более следователь не будут трогать трупы - это работа судебного эксперта либо, на худой конец, медиков “скорой помощи”). Позже он допросил Прохорова, и тот рассказал ему все подробности. Братья Зариповы были задержаны по подозрению в убийстве и приговорены судом к длительным тюремным срокам. По словам адвоката, в Верховном суде этот вердикт отменяли дважды и вернули уголовное дело на новое рассмотрение. Суд над ними затянулся на несколько лет, и в конце концов парней признали виновными по тем же доказательствам и приговорили к различным срокам заключения...
В материалах уголовного дела сказано: причиной смерти обоих братьев явились многочисленные переломы ребер и черепа, нанесенные, согласно заключению экспертов, твердым тупым предметом. К слову, этот самый предмет с места обнаружения братьев вообще не изымали, на исследование не представляли. Спрашивается, чем конкретно были избиты Ефименко и Прохоров?
К слову, хотя братья Зариповы не раз говорили на суде, что их вынудили признаться в этом преступлении, а их адвокаты написали десятки жалоб в различные инстанции, но эти доводы остались неуслышанными...
Бахытжан Абдыкаримов, узнав, что его ищут, уехал в Алматы (на следствии Бахытжан заявил: он опасался каких-то провокаций). Позже родственники сообщили Абдыкаримову, что в отношении его дело прекращено, и он остался работать в Алматы. По словам Абдыкаримова, потерпевших он не бил, а потому считает уголовное обвинение в свой адрес сфабрикованным. Потому что он построил зону отдыха в престижном курортном месте, а после этого события родственники некоторых местных полицейских бастыков просили Абдыкаримовых продать им дом отдыха.
Но, по мнению старшего следователя ДВД Павлодарской области Р. ИСКАКОВА, который и предъявил Абдыкаримову обвинение, Бахытжан вместе с Ренатом и Рустемом Зариповыми забили Алексея Ефименко до смерти. Майор Искаков считает: причастность всех троих фигурантов к этому преступ­лению полностью доказана материалами уголовного дела и вступившим в силу приговором по делу Зариповых. Другими словами, доказывать вину Бахытжана уже не нужно - есть приговор в отношении соучастников. А судья Баянаульского райсуда С. ДАНЬЯРОВА вынесла объективный и справедливый, по ее мнению, приговор. Однако у адвоката Бахытжана Жандоса АБДЫКАРИМОВА свои доводы, которые он изложил в апелляционной жалобе на приговор судьи Даньяровой. Вот некоторые его аргументы.
Во-первых, Прохоров на следствии и в суде утверждал: его и братьев Ефименко избили именно Зариповы, Абдыкаримов лишь по разу пнул каждого. Когда Бахытжан и Зариповы уехали, братья Ефименко были живы. Но эти показания не были приняты во внимание ни следствием, ни судом.
Во-вторых, на этом пляже прогуливались местные жительницы К. ЗАЙЦЕВА и А. УЗДЫМБАЕВА, которые видели уходившего с пляжа в сторону села Баянаул Владимира Прохорова. Трупов Ефименко на берегу они не видели. По словам Зайцевой, футболка Прохорова была в крови, на лице несколько синяков. Судья Даньярова отнеслась к этим показаниям критически, и г-жа Зайцева поехала в Алматы, чтобы еще раз дать свидетельские показания уже на полиграфе. Полиграфологи подтвердили, что свидетель говорит правду, но их заключения тоже проигнорировали.
В-третьих, свидетель - наблюдатель гидропоста на озере Сабындыколь А. СОКОЛОВ - показал на суде: он последние 15 лет дважды в сутки - в 8 утра и 20.00 вечера - замеряет температуру воды и ее уровень. По словам Соколова, вечером 29 мая он пробыл на озере около получаса и никаких трупов не видел (тела были обнаружены в 20 метрах от гидрозондов, где идет замер температуры воды). На следующее утро он не смог пройти к рабочему месту, “потому что там было много людей в форме”, а по Баянаулу пошли разговоры о том, что убиты братья Ефименко. Судья Даньярова посчитала, что Соколов хочет увести Абдыкаримова от ответственности.
В-четвертых, еще один свидетель, житель Баянаула Т. ИКЛАСОВ, уверял суд: ранним утром 30 мая на пляж несколько раз приезжал УАЗ светлого цвета, позже там обнаружили трупы. Этот факт тоже остался без внимания следствия и суда...
И, наконец, в-пятых, следствие и эксперты вместе с врачами в один голос твердят: Прохорову сломали руки и несколько ребер, о чем свидетельствует история его болезни, заведенная утром 30 мая 2007 года в больнице Павлодара. Но выяснилась любопытная деталь: в этот же день в Баянауле - за 250 километров от областного центра - следователь Баянаульского РОВД Н. ДЮСЕМБАЕВА с утра допрашивала Прохорова, а после обеда повезла его в местную больницу, где парня госпитализировали.
Ольга ЕФИМЕНКО (мама Владимира и Алексея) своим выступлением в зале суда шокировала присутствующих: она попросила судью Даньярову... оправдать Бахытжана Абдыкаримова. По словам матери, она не верит, что убийца ее детей Бахытжан. Кстати, Прохоров тоже просил судью вынести Абдыкаримову оправдательный приговор...

Из приговора судьи С. Даньяровой

“Изучив материалы дела, суд считает необходимым признать протокол осмотра места происшествия у озера Сабындыколь от 30 мая 2007 года, составленный следователем Баянаульского РОВД И. Селивановым в качестве недопустимого доказательства. Судом установлено, что понятой А. Трофимчук - родственник Селиванова, а по закону родственник не может быть понятым по уголовному делу. Следующее нарушение - наружный осмотр трупа производился без участия врача-специалиста...”

Похожих нарушений закона адвокат Жандос Абдыкаримов, в недалеком прошлом работник прокуратуры и суда, в уголовном деле нашел немало.
- Есть показания свидетелей, заключения экспертов, свидетельствующих о невиновности моего подзащитного, однако судья Даньярова признает его виновным и осуждает. Вынося приговор Абдыкаримову, судья ссылается на приговор по братьям Зариповым, которые ранее были осуждены по обвинению в нанесении тяжких телесных повреждений Ефименко. Хочу напомнить: в 2008 и 2009 годах Верховный суд отменял этот приговор, посчитав, что следствие и суд не дали надлежащей оценки показаниям свидетелей Соколова, Зайцевой, Икласова. Однако при новом рассмотрении судья БАХТИЯРОВ Зайцеву вообще не допрашивал, а показания Икласова и Соколова исказил. Защита Зариповых обжаловала этот приговор, но Павлодарский областной суд, по моему мнению, тоже не дал никакой надлежащей оценки, - говорит адвокат.
По его словам, сторона защиты считает: приговор суровый, вина Абдыкаримова не доказана, суд незаконно сослался как на преюдицию на приговор братьев Зариповых, признал допустимыми незаконные доказательства по делу. Адвокат Абдыкаримов выяснил, что семьи Горбач и Трофимчук, выступившие понятыми и свидетелями по делу, являются родственниками следователя Селиванова. При этом он работает в Экибастузском ГОВД и без какого-либо приказа вдруг начал проводить следственные действия в Баянауле. Почему именно его родственники стали понятыми? Неужели на людном пляже трудно было найти двух незнакомых людей? Еще вопрос: почему, зная о родственных связях, следователь не отказался от заполнения протокола? Может, потому, что в таком случае все собранные доказательства были бы признаны незаконными? - вопрошает юрист.
- Мы обжаловали приговор судьи Даньяровой. К слову, она признала протокол осмотра места происшествия незаконным. Соответственно, и другие доказательства по делу должны быть признаны недопустимыми. Возмущает еще одно: в соответствии с законом я привлек независимого эксперта. Г-жа Даньярова его заключения изучила, допросила эксперта, но его выводы в приговор не включила. Я заявил несколько имеющих серьезное значение ходатайств, но суд их отклонил - я полагаю, незаконно. Считаю, нужно было детально разбираться. Где орудие преступления? Что это вообще такое - “твердый тупой предмет”? Был ли умысел и предварительный сговор между подсудимыми? Эти моменты не доказаны. Важно и другое: свидетели с нашей стороны судьей воспринимаются критически. Потерпевший Прохоров показал, что следователь Селиванов оказывал на него давление - это вообще осталось без какого-либо внимания суда. Мое мнение: в деле Бахытжана имеются серьезные нарушения. У меня есть показания понятых, которые заявили, что вообще отказывались участвовать, но их уговорил родственник Селиванов. На этом осмотре присутствовали районный прокурор Е. АЙТИМОВ и его заместитель К. АКИШЕВ, они расписались в протоколе, не увидев ничего противозаконного. Правда, позже на суде прокурор поддержал судью, признавшую сбор материалов с участием родных следователя недопустимым доказательством. Кстати, 26 июня 2015 года истек годичный срок содержания под арестом Абдыкаримова в СИЗО. По закону ему должны изменить меру пресечения до вступления приговора в законную силу. Я считаю, что Бахытжан находится в СИЗО незаконно, это я обжаловал в Павлодарском облсуде. Но они мою жалобу оставили без внимания, - резюмировал Жандос Абдыкаримов.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы - Павлодар - Баянаул

От редакции. Мы не ставим под сомнение работу следствия и суда. Но адвокат Абдыкаримова утверждает: он собрал немало доказательств невиновности своего подзащитного и дойдет до самых высших эшелонов власти, чтобы доказать свою правоту. Что ж, это его право... Кстати, неожиданно выяснилось: один из главных свидетелей К. Зайцева вдруг оказалась... на скамье подсудимых.
Словом, как говорится, дело ясное, что дело темное. И мы к нему обязательно вернемся.

Поделиться
Класснуть