Полиция нравов
В Алмалинском райсуде №2 Алматы проходит, без преувеличения, беспрецедентный процесс: восстановления на службе добивается от городского ДВД бывший полицейский, после хирургической операции сменивший... пол - с женского на мужской.
Из этических соображений и мер безопасности мы не указываем настоящие имя и фамилию героя.
Вика Ч. всегда некомфортно чувствовала себя в женском теле - ее частенько принимали за мужчину, да и профессию она себе выбрала “не ту” - далеко не каждая женщина согласится надеть полицейскую форму. Тем не менее в правоохранительных органах она прослужила почти 10 лет, из которых восемь лет - в одном из управлений ДВД Алматы.
В ноябре прошлого года девушка решилась на операцию по смене пола - и после нее почувствовала себя в гармонии со своим внутренним миром. Однако, по словам Вики, превратившейся в Виктора, до операции она совершенно не задумывалась над тем, что смена пола станет причиной стольких проблем и унижений!
Виктор вышел на работу 26 января и сразу же был вызван в кабинет своего непосредственного начальника, который давлением и угрозами вынудил его написать рапорт об увольнении по собственному желанию. Через пару часов, придя в себя, Виктор понял, что совершил ошибку: ведь он любит свою работу и не хочет уходить. Парень предпринял несколько попыток подать рапорт с просьбой аннулировать предыдущий, однако в канцелярии его принять отказались. Зато Виктор получил уведомление о своем увольнении.
- Кадровик ссылается на то, что второй рапорт не рассмотрели, так как прошло три дня после моего увольнения, - рассказывает бывший полицейский. - Но согласно внутреннему приказу, когда человек пишет рапорт по собственному желанию и через какое-то время изменяются обстоятельства, они (руководство ДВД. - М. А.) должны рассмотреть этот вопрос в течение двух недель.
Не добившись своего, Виктор обратился с жалобой в МВД. Внутреннее расследование, по его словам, длилось почти два с половиной месяца, хотя по закону оно должно было быть завершено в месячный срок. В течение этого времени Виктор вытерпел столько унижений, что вспоминать их ему противно и мерзко.
- Сотрудник службы собственной безопасности ДВД, вызвав меня к себе, спрашивал не о том, как меня уволили, а о том, как прошла операция, - рассказывает Виктор. - Интересовался размером моего полового органа, даже просил раздеться и показать. Я был так унижен... А под конец попросил вызвать к нему мою гражданскую супругу. Я отказался: какое отношение она имеет к этому вопросу? В общем, их больше интересовала моя личная и сексуальная жизнь.
Виктору сообщили, что с ним свяжутся после окончания внутреннего расследования. Но ответа он так и не дождался. 5 апреля, когда вышли все сроки, он сам позвонил в службу собственной безопасности и с изумлением узнал, что результаты были готовы еще 20 марта. В СБ утверждали, что отправили результаты почтой, однако Виктор выяснил: никакого письма на его имя не было. В итоге результаты - к слову, не в его пользу - он получил только 8 апреля.
- В ДВД заявили, что какая-то профессорша сказала, что я не годен к службе в полиции после операции, - сокрушается Виктор. - Но как они могут это определить? Мне не было выдано даже направление на врачебно-консультационную комиссию. Работа службы собственной безопасности заключалась в том, чтобы разобраться в трудовом споре, а не в моем физическом состоянии!.. Еще в ДВД сейчас говорят, что не знали, что я собираюсь делать операцию. Это неправда! Я в течение восьми месяцев принимал гормоны, на работе все знали, я всем говорил, что ложусь на операцию. Я надеялся, что меня поймут, а со мной так поступили...
Но проблемы и унижения не сломили Виктора. Он обратился с иском в суд о восстановлении на работе. Молодой человек вначале попросил сделать судебный процесс закрытым, однако вскоре осознал, что в этом деле ему может помочь только гласность. Поэтому на днях Виктор через своего адвоката заявил ходатайство о том, чтобы процесс проходил в открытом режиме!
Но вчера в ходе заседания судья Карагоз КИСТАУОВА отказала истцу в удовлетворении этого ходатайства, чем, по мнению Виктора, нарушила статью 19 закона о порядке проведения судебных заседаний. Так что для прессы и наблюдателей от правозащитных организаций то, что происходит в суде по этому иску, пока остается тайной. Однако о сути своей проблемы Виктор молчать не намерен.
- Самое обидное, что никто не принимает во внимание мой профессионализм - все судят только по полу, - говорит Виктор. - Хотя никто не может быть ущемлен в правах по половому признаку. Потому я хочу, чтобы люди узнали, что в правоохранительных органах царит беззаконие. Скольких еще людей они могут безосновательно уволить? Мы давали присягу, что будем защищать права и свободу граждан. Но как мы можем защищать других, когда нарушаются наши права?! Поэтому я хочу любой ценой добиться справедливости. Я уверен, что граждан беспокоит не пол сотрудника полиции, а его профессионализм: что и как он делает, чтобы разобраться в ситуации!
Мадина АИМБЕТОВА, фото с сайта waLLpaperscraft.ru, Алматы