20156

Премьерное дело

Газета “Время” располагает полным списком преступлений, которые следствие инкриминирует Серику Ахметову

На днях Казыбекбийский райсуд Караганды продлил санкции на арест находящимся под стражей фигурантам громкого коррупционного скандала, известного как “ахметовское дело” (см. “Один дома”, “Время” от 16.5.2015 г.).Некоторым из них понадобилось дополнительное время на изучение собранных следствием материалов. Сыщики действительно накопали много интересного.

 Эпизод первый

Откат на 600 миллионов

Пожалуй, самым тяжеловесным из всего предъявленного следствием Серику Ныгметовичу можно считать возможное получение взятки от теперь уже бывшего заместителя директора ТОО “Казахстанская промышленная ассоциация” Альжана АКМОЛДАЕВА. Речь идет о допуске к субподрядным работам в Индустриальном парке “Металлургия - Металлобработка” (ИПММ) аффилированной фирмы и замене технологического оборудования на более дешевое. Мы уже неоднократно упоминали об этом эпизоде (см. “Миллиард в сточной воде”, “Что написано пером” и “Арабская вязь”, “Время” от 28.10, 4.12.2014 г. и 3.2.2015 г.), поэтому не будем останавливаться на нем детально. Отметим лишь, что во время очной ставки с экс-премьером г-н Акмолдаев сыпал откровениями о нескольких встречах тет-а-тет с Сериком Ныгметовичем в 2011 году и последующих договоренностях с его сыном Данияром о перечислении отката в размере 600 миллионов тенге на счета аффилированной с Ахметовым компании из Объединенных Арабских Эмиратов. Таковой оказалась цена за вхождение подконтрольного Акмолдаеву ТОО “Центрстрой-комплект НС” в рентабельный проект, спонсируемый государством.
Альжан Тельманович утверждает: он поначалу не знал, что Ахметов отрядил для переговоров с ним собственного сына, полагая, что общается с его доверенным лицом. Но будучи в январе 2012 года на свадьбе у младшего сына своего шефа Галымжана МЕЙРАМБЕКОВА (торжества проходили в ОАЭ), увидел Данияра и поинтересовался у знакомых, кто он такой. Вот так ему и стало известно о родственной связи.
Однако главного подозреваемого слова Акмолдаева вовсе не смутили. На очной ставке Серик Ахметов категорично отрицал, что встречался и вел беседы с Акмолдаевым наедине. Не знал он и о контактах с ним своего сына. Тем не менее однажды экс-премьер, похоже, не сдержался.
Фрагмент очной ставки Серика Ахметова и Альжана Акмолдаева в ходе следствия.
С.А.: “Уполномочены ли вы как один из руководителей ТОО “Казахстанская промышленная корпорация” обсуждать вопросы предоставления вознаграждения при получении каких-либо подрядов, в том числе при описываемых вами событиях? Насколько вы считаете, что близки со мной, чтобы обсуждать вопросы такого характера?”.
Увы, ответа не прозвучало: адвокат Акмолдаева внесла замечание о некорректности первой части вопроса, поскольку предоставление вознаграждений за заключение договора субподряда является незаконным действием, и потому вопрос не может быть задан в такой формулировке. Следователь с защитницей согласился и попросил Ахметова переформулировать вопрос. Но тот его вообще снял.
Напомним, в этой истории также оказались замешанными бывший первый заместитель акима Карагандинской области Габит МУХАМБЕТОВ, предприниматель из Алматы Думан НУРБАЕВ, экс-директор ИПММ Б. ИСКАКОВ, бывшие заместители директора ИПММ Анатолий ЕССЕ и Оразалы АЙМЕНБЕТОВ. По подсчетам сотрудников Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, их действиями государству был причинен ущерб в размере
1 миллиарда 129 миллионов 548 тысяч 392 тенге. Всех их подозревают в совершении хищения в особо крупном размере (ст. 176 ч. 4 УК РК), а Серика Ахметова - еще и в получении взятки в особо крупном размере (ст. 311 ч. 5 УК РК). Если по окончании стадии ознакомления с материалами дела и последующей прокурорской проверки подозрения в получении мзды с экс-премьера не снимут, то дело будет рассматриваться не обычным районным судом, а, скорее всего, уйдет в специализированный межрайонный суд по уголовным делам Карагандинской области... Впрочем, не забегая вперед, продолжим знакомить читателей с другими эпизодами расследования.

 Эпизод второй

Как наварилась “Сталь Цинк”

Сыщики выяснили: с 2011 по 2013 год из карагандинского бюджета выделялись деньги на программу поэтапного освещения улиц. По версии следствия, Серик Ныгметович решил извлечь из этого выгоду для семейного бизнеса путем привлечения к работам ТОО “Сталь Цинк”. Соучредителем этой фирмы через доверенное лицо являлся уже упомянутый Данияр АХМЕТОВ, а заместителем директора ТОО - Берик АХМЕТОВ (брат экс-премьера). Как сказано в материалах дела, Ахметов-старший дал указание тогдашнему акиму Караганды Бауржану АБДИШЕВУ привлечь к работам “Сталь Цинк”. В итоге городской отдел ЖКХ и КГП “Горсвет” заключили между собой договоры в нарушение законодательства о госзакупках, и в результате установкой опор освещения в городе стало заниматься предприятие родственников Ахметова, а также аффилированные с ним фирмы. Притом продукцию они поставляли по завышенным ценам. К этой истории помимо упомянутого мэра Караганды, а в дальнейшем главы области Абдишева оказались причастны его преемник на посту акима Караганды Мейрам СМАГУЛОВ, руководивший в то время отделом ЖКХ Мухтар АДАМБЕКОВ и сменивший его на этом посту Айдос ЖАКЕНОВ. Следствие насчитало: в бытность главным коммунальщиком Адамбекова государству был причинен ущерб в размере 55 миллионов 957 тысяч 558 тенге. Деятельность всех вышеназванных фигурантов за три года стоила госказне 201 миллион 947 тысяч 426 тенге.
Но очной ставке Бауржан Абдишев подтвердил: он действовал по поручениям Серика Ахметова. В ответ последний заявил: у него не было оснований для лоббирования “Сталь Цинка”, поскольку его брат Берик приступил к своим обязанностям в 2012 году, а сын стал соучредителем в 2013-м.
“В этот период я уже не работал акимом Карагандинской области. И таких поручений не давал”, - показал следствию Серик Ныгметович.

Эпизод третий

Инвестор британский, гешефт казахстанский

В марте 2011 года Серик Ныгметович решил организовать в Караганде свой личный бизнес - транспортно-логистический комплекс (ТЛК). По мнению следователей, часть денег в него Ахметов планировал вложить сам (зарегистрировав для этой цели фирму в Великобритании, в дальнейшем ей отводилась роль иностранного инвестора), а часть финансовых вливаний планировал получить за счет государственной программы “Дорожная карта бизнеса-2020”. И вот тут вновь всплыло имя Бауржана Абдишева. По материалам дела Ахметов дал ему поручение выделить под создаваемое предприятие из госсобственности земельные участки в районе старого аэропорта шахтерской столицы. При этом Абдишев через свое доверенное лицо еще и учредил фирму “ГАСС”, которая владела 90-процентной долей ТЛК, а участником со стороны государства с 10-процентной долей стало АО “Агро-Консалтинг-К”.
Примечательно, что чуть позже 78 процентов доли в уставном капитале ТОО “ГАСС” выкупила та самая “английская родственница”, косившая под инвестора.
Как бы то ни было, в 2012 году аким Караганды Бауржан Абдишев дал поручение своему заместителю Е. САДЫКОВУ, курирующему земельные вопросы, и начальнику городского отдела земельных отношений Айдару ТЕЛЬГАРИНУ обеспечить положительное рассмотрение заявки ТЛК на выделение двух земельных участков. Исполняющая обязанности начальника отдела архитектуры Б. АСКАРОВА подготовила и подписала фиктивное заключение о соответствии целевого назначения запрашиваемых участков проекту детальной планировки. А Садыков и Тельгарин, как считает следствие, не поставив в известность членов земельной комиссии, вынесли положительное заключение на предоставление земли под будущий транспортно-логистический комплекс. В свою очередь Абдишев подмахнул два постановления акимата о предоставлении права временного землепользования сроком на 49 лет. В итоге в распоряжении ТЛК оказались два участка площадью 7,9218 га и 1,5038 га. Как сейчас заверяет следствие Абдишев, летом 2012 года Серику Ныгметовичу понадобился еще один кусок земли. И вновь Садыкову и Тельгарину было дано поручение в кратчайшие сроки рассмотреть заявление ТЛК. Осенью на пост акима города пришел Мейрам Смагулов (Бауржан Абдишев ушел рулить областью), и передача указанного участка произошла уже при нем. Более того, весной 2013 года Смагулов при содействии тогдашнего начальника отдела земотношений Ернара ДАРИБЕКОВА разрешил выделить под расширение этого комплекса еще несколько участков. В общей сложности ТЛК урвал землицы на 38,2931 га. Действия причастных к этой афере госслужащих, по мнению сыщиков, повлекли за собой тяжкие последствия в виде подрыва авторитета государственной власти. (Землю, кстати, в январе 2015 года вернули в собственность государства.)
В ходе очной ставки Бауржан Абдишев сообщил следствию: он лишь исполнял указания Ахметова. Бауржан Туйтеевич подчеркнул: своему покровителю он докладывал о выполнении его ЦУ во время встреч в Астане в здании Дома правительства, а также имел беседы возле карагандинского и столичного жилья Ахметова.
“К ТЛК я отношения не имею. Цель строительства комплекса была многим понятна, потому что в Караганде не было такого комплекса, где была бы налажена логистика на поставку продовольственных товаров. Потому что Караганда - это промышленный город. Этот проект играл также социально значимую роль, способствовал стабилизации цен. Ни инвесторов, ни учредителей я не знал. Механизм реализации проекта мне не знаком… Финансирование проекта началось в 2012 году, когда я уже не работал акимом области. Каких-либо поручений по выделению земельных участков я не давал. Землями, выделенными под строительство ТЛК, я не пользовался”, - отмел эту очную предъяву экс-премьер.

Эпизод четвёртый

Тепличный рай за счёт бюджета

Но и это еще не все. В мае 2011 года Ахметов назначает своего помощника Гумара РАХИМЖАНОВА на должность председателя правления АО НК СПК “Сарыарка” (впоследствии Рахимжанов возглавил правление АО “КазАгро­Финанс”). Вскоре Рахимжанов отыскал и показал Ахметову проект фирмы GreenTechnology по развитию и модернизации топарских теплиц. Следствие считает, что именно Серик Ахметов обеспечил принятие координационным советом по форсированному индустриально-инновационному развитию, председателем которого сам же и являлся, решения о субсидировании созданной им фирмы “Топарские теплицы” из республиканского бюджета. Позднее, действуя через Рахимжанова и еще одного доверенного человека Е. КИСЫКОВА, открыл еще одну фирму - “Племенное хозяйство “Топар”. Причем СПК “Сарыарка” предоставляла ей финансовую помощь в рамках государственно-частного партнерства. Благодаря этим вливаниям в Чехии были приобретены 297 голов крупного рогатого скота и оборудование по переработке молока. А чтобы продукция вышеуказанных предприятий хорошо реализовывалась, в Караганде были открыты два социальных павильона.
Следствие также упоминает, что, уже будучи премьер-министром РК, Серик Ахметов сумел профинансировать за счет займов НУХ “КазАгро” и “КазАгроФинанс” строительство тепличного комплекса в поселке Топар площадью 8 га и закупку необходимого оборудования. К этому оказались причастны не только Рахимжанов и Кисыков, но и советник заместителя премьер-министра по вопросам агропромышленного комплекса Д.Н. АЙТЖАНОВ и заместитель руководителя канцелярии премьера Г.М. МАТАЕВ. Оборудование, к слову, закупалось в Испании. И, как выяснило следствие, поставщик согласился завысить его стоимость на 3 миллиона евро, которые потом были перечислены на счета подконтрольных Кисыкову лжепредприятий. В итоге этих махинаций государству в лице “КазАгроФинанса” был причинен ущерб в размере 1 124 897 315,8 тенге. Небольшой штрих: “Каз­Агро” в свою очередь заимствовал часть средств из Национального фонда РК.
Итак, кроме взятки и хищения денег Серика Ахметова подозревают в трех фактах злоупотребления должностными полномочиями (ст. 307 ч. 4 УК РК) и в двух фактах незаконного участия в предпринимательской деятельности (ст. 310 ч. 3 УК РК). Ему грозит от 10 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Вместо P.S.

Не злоупотреблял, не давал, не получал

Из письменного ответа С.Н. АХМЕТОВА на постановление следствия о квалификации инкриминируемых ему деяний:
“Деяний, указанных в постановлении, я не совершал, никаких указаний в интересах ТОО “Сталь Цинк” и ТОО “Транспортно-логистический комплекс” я не давал. Взятку от А.Т. Акмолдаева я не получал и к замене технологического оборудования при строительстве станции очистки хозяйственно-бытовых стоков Индустриального парка Караганды отношения не имею. Финансирования ТЛК я не осуществлял.
Теперь, что касается квалификации моих деяний по ТОО “Топарские теплицы”. Деяния, указанные в постановлении, я не совершал, незаконного участия в предпринимательской деятельности не принимал, своими должностными полномочиями не злоупотреблял, никаких незаконных поручений не давал и никаких денежных средств ни от кого не получал.
Из постановления усматривается, что якобы все изложенные в нем противоправные действия совершены под моим руководством, по моим поручениям и для меня. При этом роль других фигурантов данного дела минимизирована и сводится только к техническому исполнению моих незаконных указаний, что с учетом фактических обстоятельств дела не может быть признано обоснованным. Поэтому вынесенное в отношении меня постановление о квалификации деяний в качестве подозреваемого считаю незаконным, подлежащим отмене”.

Ирина МОСКОВКА, Караганда

Поделиться
Класснуть