Красное и чёрное, или Ищите деньги!
Ерлан Арын на свободе. А где “его” миллионы?
Известный на всю страну Ерлан АРЫН продает в Павлодаре квартиру площадью 300 квадратных метров за 300 тысяч долларов. Расположена она в том самом элитном доме, на частной парковке которого был обнаружен загадочный бесхозный новенький “мерседес S 500 4 matic” (см. “Ерла-мерседес”, или Аким ты был - а кем остался?”, “Время” от 6.3.2014 г.). В квартире шикарный ремонт, она полностью меблирована. Хозяева в ней не живут с момента ареста экс-акима - у них в городе имеется и другая недвижимость. Тем не менее коменданту дома, которой доверено показывать жилье потенциальным покупателям, пока только звонят - смотреть хоромы никто не торопится. Тем временем подходит к концу судебный процесс по “делу Бастенова”, на котором имя бывшего акима Павлодарской области звучит на каждом заседании.
Экс-советник акима области Толеген БАСТЕНОВ настаивает, что откаты, полученные им от семейских предпринимателей за победу в тендере по строительству школы, предназначались лично Ерлану Мухтаровичу. Между тем в обнародованных судьей материалах дела значится, что несколько уголовных дел, возбужденных в отношении бывшего акима по данному эпизоду, были прекращены. И поскольку суд может рассматривать дело только в рамках предъявленного обвинения, что бы сейчас ни утверждал Бастенов, никакого вреда Ерлану Арыну это уже не нанесет. Осужденный условно экс-глава региона, продав квартиру, может ехать на все четыре стороны, лишь предварительно уведомив об этом сотрудников уголовно-исполнительной системы.
А мы уже, видимо, так никогда и не узнаем не только судьбу загадочного “мерседеса”, но и 333 миллионов тенге, полученных в виде откатов либо украденных павлодарскими чиновниками, прикрывающимися, как и Бастенов, именем Арына.
Напомним, в первоначальном обвинительном заключении следователи финпола вменили в вину экс-акиму незаконное получение 339 686 000 тенге. Однако после того, как прокуратура области исключила из дела восемь эпизодов, отправив их “на доследование”, до суда над экс-акимом дошли только 6 650 000 тенге. Их, как потом будет указано в приговоре, Арын получил с двух предпринимателей для покупки трех машин для колледжа супруги. Во время предварительного слушания в ноябре прошлого года гособвинитель Радимхан ДУБАЕВА попросила журналистов не делать скоропалительных выводов, сообщив, что по остальным эпизодам, фигурировавшим в первоначальном обвинительном заключении, расследование продолжается.
Потому-то все с интересом и ждали суда над Бастеновым и “другими официальными лицами акимата Павлодарской области”, ожидая, что, возможно, на нем будет дан ответ на вопрос: куда делись остальные три с лишним сотни миллионов? Тем более что и адвокаты Ерлана Мухтаровича на всем протяжении процесса заявляли, что часть собранных материалов до этого суда не дошла, оставшись в “основном деле”. А свидетель Умлат МАТИЕВ мучился и недоумевал: как же ему рассказывать про 5,6 миллиона тенге на покупку двух “газелей” для колледжа Ризат Арын, если на самом деле он принес в пакете на стоянку областного акимата “для передачи Арыну” 25 миллионов? Но остальная сумма - 19,4 “лимона” - из пачки денег в пакете была выделена в отдельное производство и где-то потерялась в недрах следствия. Вместе с остальными 60 миллионами, которые Матиев, согласно материалам уголовного дела, также приносил в качестве отката “для Арына” за победу в тендерах. Вместе с 23 миллионами тенге, выделенными в июле 2013 года корпоративным фондом “ENRC Көмек” в качестве благотворительной спонсорской помощи на благоустройство сквера напротив Павлодарского городского акимата. Который на самом деле был отремонтирован еще в мае (!) 2013-го в связи с установкой в нем пресловутого памятника жертвам политических репрессий. Где теперь эти миллионы, у кого осели, почему никто не сел за них на скамью подсудимых вместе с Арыном и Бастеновым?
Продаст Арын свою квартиру, уедет из Павлодара, и все потихоньку забудут, что следователи реорганизованного ныне финпола так и не дорасследовали коррупционные дела на 333 миллиона в Павлодарской области.
Между тем не факт, что и 8,7 миллиона тенге отката, при получении которых с поличным был задержан Бастенов, тоже куда-то не испарятся. Во всяком случае адвокаты проходящих обвиняемыми по этому эпизоду руководителя семейской строительной фирмы “СДЕ” Заура МАНСУРОВА и экс-акима области Арслана АБДЫКАЛЫКОВА вчера заявили о том, что будут обжаловать само событие преступления! В ходатайстве на 16 листах, которое адвокаты оглашали аж 50 минут, они перечислили беспрецедентное количество процессуальных нарушений, якобы допущенных пинкертонами, расследовавшими “дело Бастенова”, в связи с чем сотни доказательств следует, по мнению защиты, признать недопустимыми. В том числе и изъятие денег. Потому что в разных протоколах эти деньги значатся то в черном, то в красном пакете, а то и в мешке с рисунком Эйфелевой башни.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар