4250

Война до первой крови

В Усть-Каменогорске открылось медучреждение, ставшее одним из самых скандальных долгостроев страны

В прошлом году президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ попенял тогдашнему руководству Восточно-Казахстанской области: “Так (долго. - Е.Ф.) никто не строит сейчас в Казахстане”. Центр выпил крови не только у трех подрядчиков, но и присосался к бюджету области. Шутка ли - возведение объекта велось аж восемь (!) лет и обошлось вместо проектных 1,2 миллиарда тенге в три с лишним “ярда”! Почему и “благодаря” кому длился этот строительный беспредел? Извлекут ли власти правильные уроки из этой эпопеи, чтобы впредь не повторять ошибок?

Центр крови в Восточном Казахстане ждали давно. Старый, расположенный на окраине Усть-Каменогорска, едва ли отвечал современным требованиям. Важность медицинского объекта глава государства обозначил еще в середине “нулевых”.
- По болезням кровообращения ваша область занимает первое место среди всех регионов, - отметил тогда Нурсултан Абишевич во время очередного посещения областного центра. - Нужен специализированный центр.
Сказано - сделано: от проекта перешли к конкретным действиям еще в 2007 году. Средства выделили по государственной программе “100 школ, 100 больниц”. Предполагалось закончить строительство в конце 2010-го.
В 2008-м был объявлен конкурс, который выиграла алматинская фирма “Пелестрой”. Без конкурент­ной борьбы - это ТОО было единственным участником госзакупок! Уже ко второму году строительных работ начались пробуксовки. На объект стали наведываться ревизоры из многочисленных госорганов: мол, медленно строите! Как водится, обнаружилась куча нарушений. В отношении директора стройфирмы возбудили уголовное дело, и вскоре этот господин по фамилии ЗАРИПОВ был осужден на три года семь месяцев лишения свободы с конфискацией имущества за мошенничество в особо крупных размерах с использованием служебного положения. Генподрядчика уличили в затягивании сроков строительства, оформ­лении фиктивных актов выполненных работ и хищении бюджетных средств в размере более 400 миллионов тенге.
Вот только сам подсудимый свою вину признавать отказался. До последнего утверждал, что допустил лишь нецелевое использование средств. На суде Зарипов заявил, что, принимаясь за дело, он и представить себе не мог, что работать придется не только без основных документов, таких как проектно-сметная документация (ПСД), так еще и по смете семилетней давности!
Вот что рассказал Зарипов суду: “В августе (2008 г. - Е.Ф.) состоялся тендер, к концу сентября мы приступили к работе. Поскольку своей ПСД на центр в области еще не подготовили, пришлось взять на первое время похожий проект в Астане. На первый этап выделили 514 миллионов тенге, начали подгонять под эту сумму, поняли, что даже половину работ не сделаем. Когда начали земляные работы, компания-подрядчик сказала, что все объемы работ на астанинском центре уменьшены и цены занижены. Порекомендовали, чтобы мы разобрались с заказчиком и привели в порядок ПСД, потому что в смете были заложены копейки. Я неоднократно обращался к областному руководству и даже написал письмо премьер-министру РК”.
Но все обращения предпринимателя остались без ответа. Периодически менявшихся начальников управления строительства директор “Пелестроя” предупреждал, что по смете имеются неучтенные расходы, на что те отвечали: работай давай, выделенные средства нужно осваивать. Из запланированных девяти объектов построили восемь. Стройка была закончена на 80 процентов. Непредвиденные затраты по состоянию на 1 октября 2010 года составили 773 миллиона тенге.
“Если бы денежные средства выделили вовремя, то мы бы закончили объект. Средства не похищал, деньги полностью были истрачены на строительство. Чтобы не останавливать работу, я был вынужден продать дом и переселиться с семьей во времянку”, - доказывал Зарипов в суде.
Но тщетно. Госорганы расторгают договор с ТОО “Пелестрой”, убытки возмещают через суд. Объект переходит к новому подрядчику - ТОО “Кумаров и К”, но работы продлились всего несколько месяцев. На учредителя фирмы Манарбека КУМАРОВА обрушились многочисленные иски. Подрядчик работал сразу по нескольким проектам, финансируемым государством. Кумарова обвинили в срывах сроков строительства, нецелевом использовании средств...
По данным областной прокуратуры, при проверке финансовых документов по строительству центра крови выявилась недостача на 256 миллионов тенге.
- Из которых более 90 миллионов - сумма невыполненных работ и 165 миллионов - стоимость непоставленного оборудования, - прокомментировал прокурор второго управления прокуратуры Восточно-Казахстанской области Еркин СЕИТОВ.
Примечательно, что, когда представители надзорных органов вплотную подобрались к господину Кумарову, оказалось, он тот еще игрок! Во всех смыслах слова! Кумаров наведывался в элитные казино, расположенные в Боровом и Щучинске, где мог спустить приличные суммы денег. Но доподлинно установить, были ли поставлены на рулетку средства, выделенные на строительство центра крови, не удалось.
В конце прошлого года “переливание” центру крови организовал новый аким Восточно-Казахстанской области Даниал АХМЕТОВ. Он приказал в сжатые сроки завершить строительство и положить конец долгострою. Бюджет области вновь стал донором: в центр перекачали дополнительно 700 миллионов тенге. Точку в “кровавой” эпопее поставило ТОО “ПСК Оскемен-Курылыс”.
Больше всего в истории с центром крови смущает одно “но”: как одна из важнейших строек региона превратилась в кормушку для недобросовестных подрядчиков? Неужели госмужи ни сном ни духом не ведали о творившихся на объекте безобразиях, а самое главное - почему компетентные органы закрывали глаза на перманентные срывы сроков строительства?
Руководитель палаты предпринимателей Восточного Казахстана Игорь ШАЦКИЙ считает, что эта история со строительством центра крови - главное доказательство того, что вся строительная отрасль региона давно нуждается в свежей крови.
- Не хватает персональной ответственности руководителей, которые проводят конкурсы, - говорит он. - У нас в области за прошедшие шесть лет сменилось восемь или девять начальников управления строительства. Что тут еще можно сказать? Проводится конкурс, потом подрядчик исчезает, затем меняется начальник управления строительства. Новый говорит: а это было до меня! И то же повторяет следующий начальник... На наш взгляд, конкурсная комиссия - это размывание всякой ответственности. Все стройки ориентированы не на качество, а на быстрые темпы освоения денег. Пока не поменяется система в целом и не будет персональной ответственности руководителей не только за проведение тендера, но и за постройку объектов - просвета не настанет.
Сейчас в центре вовсю кипит работа. Медики ждут первых доноров - новоселье справили на днях.
- Поставлено совершеннейшее оборудование, и мы, когда переедем, станем на нем работать, - рассказывает руководитель КГКП “Восточно-Казахстанский областной центр крови” Хайрулла ЖИГИТАЕВ. - Часть оборудования уже имеется, остальное будет закуплено на большую сумму. Со строителями мы воевали до последнего, они устраняли массу недоделок. Дело в том, что все сделали по проекту, но в первоначальной версии не была учтена мощность оборудования: где-то электросети меняем на более мощные, где-то не подведена вода или канализация. Все это задерживает процесс.
- Столько скандалов вокруг центра... Не боитесь, что из-за всех перипетий работа была сделана ни шатко ни валко?
- Нет, крышу уже заменили - предыдущая протекала. Но лето покажет. По крайней мере, пока не бежит.

Евгений ФОМИНЫХ, фото Виктора АБАКУМОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть