Вот это школа!
Столько ценной информации об особенностях ведения “бизнеса по-казахстански”, сколько ее выдано за два дня в Павлодарском специализированном уголовном суде, где сейчас рассматривается громкое “дело Бастенова”, не почерпнешь ни в одной бизнес-школе. Свидетели наперебой дают “мастер-классы”, как, участвуя в тендере, содрать с государства самую высокую цену за свои услуги, кому и сколько за это откатить, на кого в случае форс-мажора перевести стрелки... В общем, признанные во всем мире гуру бизнеса нервно курят в сторонке...
Напомним, на скамье подсудимых - пятеро: экс-советник акима Павлодарской области Толеген БАСТЕНОВ (на снимке) (взятый, по информации полиции, с поличным при получении очередной части отката от семейской строительной фирмы ПК “СДЕ” за выигрыш тендера на строительство школы в Павлодаре на 1200 мест), бывший заместитель акима области Арслан АБДЫКАЛЫКОВ (который, по версии следствия, от имени тогдашнего акима Ерлана АРЫНА дал указание управлению строительства области обеспечить победу семейчан в тендере, для чего свести их с другим потенциальным поставщиком, чтобы фирмы могли договориться, какую цену указывать в конкурсных заявках), Заур МАНСУРОВ - официально советник директора, а фактически хозяин ПК “СДЕ”, а также Гизат БОРАМБАЕВ с Бекбулатом АПСАЛЯМОВЫМ, о которых мы еще расскажем.
Как уже писало “Время”, 2 октября 2013 года между ГУ “Управление строительства Павлодарской области” и ПК “СДЕ” был заключен договор на строительство школы на общую сумму 1, 217 млрд. тенге (см. “Откат, еще откат!”, “Время” от 8.1.2014 г.). Тогда же Апсалямов и Мансуров передали Бастенову 1 350 000 тенге. Эти деньги должны были пойти на зарплату рабочим, которые дружно расписались в ведомости о ее получении. Следующая сумма - 8,7 миллиона тенге - в пакете с надписью “Золотой теленок”, с которым Бастенова и взяли с поличным в нескольких метрах от здания акимата области 10 декабря 2013 года, предназначалась “для дальнейшей передачи другим должностным лицам акимата Павлодарской области”. Эти деньги передал ему Борамбаев, а официально они прошли как оплата за бетон павлодарской фирме ТОО “Кумбез-ай”. С допроса официальных руководителей этого ТОО после оглашения всех формальностей и начался первый день суда.
Дана ОСКЕМБАЕВА, которая в конце 2013 года числилась директором “Кумбез-ай”, отвечая гособвинителю Наталье ЛОПАТИНОЙ, вспомнила: 9 декабря 2013 года (накануне задержания Бастенова) ей позвонил менеджер их фирмы Борамбаев, который на самом деле был настоящим руководителем фирмы, и сообщил, что ПК “СДЕ” перечислит им деньги за бетон, а она как номинальный директор должна снять их со счета и привезти ему в гостиницу “Казахстан”.
- Восемь миллионов 700 тысяч перечислили, мы с Рустамом ДОКАЕВЫМ (водителем) за ними съездили и отвезли в гостиницу, - пояснила свидетель.
Отвлекаясь от судебного процесса, напомним: именно проблемы с бетоном стали причиной того, что в сентябре прошлого года рухнуло межэтажное перекрытие площадью 370,4 квадратных метра в школе, которую, несмотря на скандалы и уголовные дела, строит в Павлодаре тот же ПК “СДЕ” (см. “Во всем виновата… туфелька?”, “Время” от 24.9.2014 г.). Согласитесь, когда деньги за бетон уходят на откаты, это совсем неудивительно.
Но вернемся к суду. Рустам Докаев, который вместе с Оскембаевой ездил за деньгами, пояснил суду: официально он с 2009 года значится учредителем (!) ТОО “Кумбез-ай”, а на самом деле работает водителем.
- Ни про поставки бетона, ни про суммы какие-то я ничего не знаю, - поведал суду Докаев. - Я в основном увезти-привезти, если надо. Сказал наш менеджер нашему директору привезти ему деньги - я и повез. На самом деле хозяином нашей фирмы является Апсалямов.
О том, какие отношения кроме покупки бетона связывали семейский ПК “СДЕ” и павлодарское ТОО “Кумбез-ай”, рассказал свидетель Толеген ТОХТАРОВ, работавший заместителем директора семейского ТОО “Дакар Групп”, учредителем которого также называют Заура Мансурова:
- Мансуров мне сказал, что в финал конкурса по строительству павлодарской школы помимо ПК “СДЕ” вышла еще одна компания, с ней или за 30, или за 50 миллионов тенге нужно договориться, чтобы она подала ценовое предложение, которое бы устроило ПК “СДЕ”.
- Уточните, что должна была сделать вторая фирма, получив от вас 50 миллионов? - попросила прокурор.
- Не демпинговать, а заявить в тендерной заявке большую сумму. Потому что в ином случае ПК “СДЕ” тоже должен был бы сделать скидку и терять бюджетные деньги. А так он получил на строительство школы максимально возможную сумму, - пояснил Тохтаров и продолжил: - Так как я давно работал в этой организации, мне от директора передали 30 или 50 миллионов тенге, которые я привез из Семипалатинска в Павлодар, передал Бекбулату (Апсалямову. - О. В.), находился рядом с ним в процессе переговоров со второй фирмой, ни адреса, ни названия которой я не помню. В тот же день победили в конкурсе.
Кстати, в суде стало известно, что всего на конкурс по строительству школы подавалось семь заявок. Причем среди участников были солидные фирмы, имеющие в Павлодаре прекрасную производственную базу, давно здесь работающие и хорошо себя зарекомендовавшие. Пять претендентов сразу получили от ворот поворот.
- Мы провели проверку, по результатам которой было установлено: управление строительства необоснованно отклонило заявку добросовестных поставщиков, - заявила в суде свидетель Айнур КАПЕНОВА, ревизор областной инспекции финансового контроля. - По сути, в конкурсе должны были участвовать три фирмы, и исход мог быть другим.
Что ж, лед тронулся, заседание продолжается.
Ольга Воронько, фото Валерия БУГАЕВА, Павлодар
Вместо P.S. Вчера суд ознакомился с видеозаписью задержания Бастенова. И стало понятно, почему его отказались помещать под домашний арест и оставили в СИЗО. На видеозаписи видно, как Бастенов, пока сотрудники правоохранительных органов пересчитывают изъятые у него деньги, запрыгивает в свой автомобиль “тойота лэнд крузер” и резко трогается с места, сбивая при этом полицейского...