“Поборники” просвещения
Вчера в Алматы состоялись общественные слушания на тему “Школе - да, поборам - нет!”, в которых приняли участие представители неправительственных организаций, директора школ, а также сотрудники управления образования.
В ходе общественных слушаний обнародовали результаты проводившейся в конце прошлого года одноименной акции, целью которой был сбор информации о фактах незаконного сбора денег в школах. Задумка эта, говорит президент ОЮЛ “Союз кризисных центров” Зульфия БАЙСАКОВА, возникла после двух обращений: в первом случае девочку били родители из-за необходимости ежемесячно сдавать деньги в школу, а во втором школьница, родители которой не могли сдать 200 тенге на доплату техничке, предприняла попытку суицида из-за издевательств одноклассников. В рамках акции была организована “горячая линия”, на которую поступали звонки от родителей школьников со всего Казахстана. За время ее работы было зафиксировано 352 обращения, правда, все анонимные, поскольку родители боятся давления на своих детей со стороны учителей и администрации школы. Больше всех на поборы в школах жаловались жители Алматы - от них поступило 79 звонков. Затем идут Астана (64), Шымкент (49), Алматинская область (40), Восточно-Казахстанская область (35), Карагандинская область, Караганда, Жезказган (27), Актобе (17), Акмолинская область (11), Петропавловск (7), Кызылорда (6), Павлодарская область (8), Кокшетау (5) и Актау (4). Проанализировав все жалобы, организаторы акции пришли к выводу, что в среднем с каждого ребенка собирается 450 долларов в год. Деньги идут в фонд школы, фонд класса, на ремонт школы, на доплату учителям за дополнительные занятия, техничкам, которые по инструкции должны мыть только коридоры, на охрану, на поощрение учеников и учителей в конце года (грамоты, подарки и т.д.), на изготовление стендов - всего и не перечислить. Причем частенько эти поборы необоснованные. Зачем, к примеру, дважды в год собирать деньги на новые шторы и жалюзи?
- Мы в четверг были в психдиспансере на Каблукова, и нам сказали, что один матрац, на котором ежедневно спит человек, списывается один раз в 10 лет, - говорит Зульфия Байсакова. - Вы представляете? А в школах меняют жалюзи раз в полгода! Ну давайте разработаем стандарты: классная комната должна оснащаться такими-то шторами, такими-то жалюзи, и списание их должно происходить один раз в пять лет.
Между тем, по словам президента общественного фонда “Улағатты жануя” Марианны ГУРИНОЙ, иногда школы вынуждены собирать деньги с родителей учеников, так как выделяемых государством средств катастрофически не хватает.
- Каждый из нас хочет, чтобы его ребенка охраняли в школе, - говорит она. - К тому же закон о терроризме гласит, что в местах наибольшего скопления людей должен находиться охранник. Но не во всех школах существует позиция охраны - только в новых гимназиях есть такая ставка. Значит, директору школы нужно каким-то образом брать с родителей деньги. И мы согласны, потому что знаем: за эти 150 тенге мужчина будет охранять наших детей. Но при этом мы понимаем, что толкаем директора на коррупционные действия.
О том, на какие цели администрации приходится собирать деньги, рассказала бывший директор школы №129 Татьяна ВАХТОМИНА. По ее словам, на ремонт каждой школы вне зависимости от величины зданий, количества учеников, состояния помещений и т. д. ежегодно выделяется одинаковая сумма - 3 400 000 тенге. Поэтому каким-то школам этой суммы вполне хватает, а каким-то приходится собирать деньги с учеников. Еще одна статья расходов - это коммуникации. В смету финансирования входит обслуживание системы теплоснабжения, а вот если прорвало, например, трубу, ремонтировать ее приходится за счет “спонсорской” помощи, то есть за счет родителей. Не предусмотрена бюджетом и закупка спортивного инвентаря и расходных материалов для компьютеров. То же самое касается и научных проектов, стенды для которых должны соответствовать определенным стандартам. Естественно, все это тоже ложится на плечи родителей. Интересно, что акимат Алматы несколько лет назад ввел программу по обеспечению детей бесплатной питьевой водой. Деньги на воду дали, но при этом забыли о диспенсерах! Еще одна больная тема - учебники.
- Учебников достаточно, но не все так гладко, - говорит Татьяна Вахтомина. - Например, во втором классе 129-й школы в этом учебном году заказывали на 10 учебников больше, а получили на 50 меньше. Контингент детей во всех школах вырос, поменяться невозможно. Так что 40 детям из 180 пришлось учебники покупать. Вот вам и бесплатные пособия. Например, учебник по английскому языку, который мы получали за 1200 тенге, на базаре стоит 3800 - 4000 тенге.
Директор школы №48, председатель алматинского филиала общественного объединения “Ар-намыс” Ирина СМИРНОВА говорила о низкой зарплате учителей. По ее словам, учитель сегодня получает от 40 000 тенге. Хотя большая часть финансирования - а оно, по данным Смирновой, составляет 20 процентов от всех налоговых поступлений в бюджет Алматы - уходит именно на оплату труда школьного персонала.
Дискуссии об образовании всегда получаются жаркими. Вот и на этот раз не обошлось без небольшого скандала: Ирина Смирнова не выдержала нападок в адрес администрации школ и демонстративно ушла из зала. Поводом для этого послужили слова участницы слушаний Татьяны БАЖОВОЙ о том, что кабинеты директоров обставлены мягкой мебелью и устланы коврами, тогда как дети вынуждены часами сидеть на деревянных стульях, причем не всегда целых.
В самом конце встречи слово взяла заместитель начальника управления образования Гульбану АМИРТАЕВА, которая постаралась ответить на претензии собравшихся. Она сообщила, что в прошлом году на нужды образования было выделено 49,2 миллиарда тенге, а в текущем - 57 миллиардов, из которых 60 процентов уходит на оплату труда. Свой бюджет, в который можно заложить то, что ей необходимо, каждая организация образования составляет сама, а затем защищает его перед планово-финансовым отделом. По поводу сбора денег с родителей учеников мнение замначальника управления следующее:
- Есть правовая безграмотность наших граждан. Когда мы говорим о коррупционной составляющей, роль играют два человека: тот, кто берет, и тот, кто дает. И прежде всего тот, кто дает, должен подумать: зачем это делаю? А тот, кто берет, должен помнить об ответственности. Мы неоднократно говорили: уважаемые руководители школ, потерять свою репутацию можно за одну секунду, поэтому думайте, прежде чем принимать решение о сборе денег. Если нет финансирования - значит, этим вопросом не надо заниматься. Нет для штор финансирования - ничего страшного! Помойте окна и держите их чистыми.
Подводя итоги общественных слушаний, участники разработали несколько рекомендаций для улучшения ситуации. И прежде всего, по их мнению, необходимо лоббировать повышение зарплаты учителей и повышать качество образования. Кроме того, прозвучали предложения каждой школе создать свой сайт, где публиковать отчеты о расходовании средств, в том числе и собранных родителями. А главное, все сборы должны носить исключительно добровольный характер.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы