На особом положении
Бывший глава правительства Серик Ахметов - пожалуй,
один из главных фигурантов этого дела - в отличие от Альжана АКМОЛДАЕВА сразу после задержания оказался под арестом и будет сидеть за этим массивным домашним забором как минимум до 18 февраля.
Корреспондент “Времени” обнаружил любопытные нюансы в расследовании громкого “карагандинского” дела, по которому в качестве подозреваемых проходят бывшие руководители области и экс-премьер Серик АХМЕТОВ.
Как известно, скандал в Карагандинской области возник не на ровном месте. Еще в 2007 году там было запланировано построить безумно дорогой индустриальный парк “Металлургия-Металлобработка”. По задумке авторов проекта на территории в 540 гектаров могли быть размещены более 50 новых предприятий. Тот самый индустриально-инновационный прорыв, о котором так много говорят в последние годы, должен был случиться где-то и в степях неподалеку от Караганды. Однако этого не произошло. Даже появление специальной экономической зоны “Сары-Арка” и огромные дотации со стороны государства не смогли привлечь туда потенциальных инвесторов.
А когда начали разбираться, кто прав и кто виноват, выяснились интригующие подробности строительства парка. Например, только при возведении очистных сооружений канализации, по версии следствия, подрядчики так хитро заменили дорогостоящее оборудование на дешевое, что сумели заработать порядка 1,2 миллиарда тенге из выделенных казенных денег. Обналичиванием этих средств, полагают пинкертоны, занимался заместитель генерального директора Казахстанской промышленной корпорации Альжан АКМОЛДАЕВ, который контролировал деятельность субподрядчика на этом объекте. Средства были выведены через четыре разные фирмы, занимавшиеся поставкой оборудования по завышенным ценам. Что интересно, схему раскрыл обычный гражданин, написавший заявление в финансовую полицию на руководство индустриального парка. Но почему-то сначала уголовное дело было благополучно закрыто, и лишь спустя какое-то время сыщики вновь обратили на него внимание...
И именно Альжан Акмолдаев - вроде бы не самый заметный персонаж в этом деле - вдруг оказался на особом положении. Следствие оперативно упаковало в СИЗО практически всех подозреваемых, не обращая внимания на должности, ранги и заслуги перед отечеством, даже бывший премьер-министр Серик Ахметов оказался под домашним арестом. А вот 33-летнего Акмолдаева Казыбекбийский райсуд Караганды решил оставить на свободе. Хотя оснований для его ареста было вроде бы предостаточно: он подозревается в совершении умышленного тяжкого преступления, за которое ему грозит срок от 7 до 12 лет лишения свободы, в то же время продолжал работать заместителем гендиректора промышленной корпорации и мог повлиять на ход следствия. Но эти аргументы не были приняты во внимание судьей, и Альжана Тельмановича оставили под подпиской о невыезде.
Впрочем, чистым воздухом он дышал чуть больше месяца. 23 октября прокуратура Карагандинской области опротестовала постановление Казыбекбийского райсуда в вышестоящей инстанции. И тут-то выяснилось...
Оказалось, что доводы защиты Акмолдаева о том, что он имеет малолетних детей и поэтому, мол, точно не будет скрываться от следствия, оказались не совсем правдой. Дети у Акмолдаева действительно есть: от первого брака - трое, от второго - еще двое. Однако все пятеро проживают со своими мамами за рубежом - в США и ОАЭ! И если у Альжана вдруг разыгрались бы отцовские чувства, он мог запросто покинуть территорию Казахстана. А вернулся бы - это еще вопрос. Кроме того, возникла путаница с домашним адресом Акмолдаева. По сведениям органов юстиции, подозреваемый постоянно проживает в Астане, однако по адресу, где он зарегистрирован, проживают совсем другие люди. Адвокаты подозреваемого пытались объяснить, что он живет с мамой в новом жилом комплексе, который еще не до конца сдан в эксплуатацию, поэтому адрес и не зарегистрирован.
В суде Карагандинской области выслушали все доводы, и Альжана Акмолдаева все-таки поместили в СИЗО. Не так давно арест был продлен почти до конца февраля 2015 года.
С чем же может быть связана благосклонность Фемиды к этому на первый взгляд не самому главному фигуранту “карагандинского” дела? Возможно, все дело в том, что фамилия Акмолдаевых хорошо известна в судейских кругах. В Верховном суде больше года трудится Елена АКМОЛДАЕВА, долгие годы проработавшая в апелляционной коллегии горсуда Алматы. Мама Альжана Акмолдаева. Но мы уверены, что никакого отношения к деятельности сына она не имеет - так же, как и к решениям судов, определявших ему меру пресечения! Однако это громкое расследование даже вопреки воле людей, как водоворот, втягивает все больше персон из высших эшелонов власти...
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Ирины МОСКОВКИ, Алматы