В гостях у Сулейменова
Болат СУЛЕЙМЕНОВ по-прежнему чувствует себя хозяином коттеджа.
Корреспондент газеты “Время” склонила руководство Павлодарского района проникнуть на фазенду к известному депутату областного маслихата и весьма состоятельному владельцу крестьянского хозяйства Серику СУЛЕЙМЕНОВУ.
Уговаривала почти год.
- Ну как же мы можем - Сулейменов ключи нам не дает, мебель у него там стоит дорогая, по судам потом затаскает - скажет, мол, что-то пропало, - жалобно отбивались чиновники.
- Вы этот дом у него три года назад купили? Купили! Большие деньги заплатили? Значит, он ваш! - напирала я.
Наконец в конце прошлой недели мы с хозяином фазенды, которым сейчас официально является руководитель отдела строительства Павлодарского района в лице его руководителя Ардака ОМАРОВА, поехали на затерявшийся в степи глухой отгонный участок к Серику Сулейменову в гости.
К тому самому Серику Сулейменову, который прославился на всю республику, когда потребовал от нынешнего руководства области вернуть ему машину “нива”, подаренную депутатом в качестве благотворительной помощи лучшему педагогу в те времена, когда акимом был Ерлан АРЫН. К тому, который сумел впихнуть акимату Павлодарского района по госпрограмме “Занятость-2020” пять двухквартирных домов, стоящих на отгонном участке его крестьянского хозяйства в голой степи, в 25 километрах от ближайшего села. И это при том, что программа предполагает переселение людей из депрессивных сел в села с высоким потенциалом развития. Кроме этих пяти домов Серик Сулейменов содрал с акимата деньги еще за два дома - свою фазенду, которой по сей день пользуется, и котельную к ней.
О том, какой скандал вышел с госпрограммой “Занятость-2020” в Павлодарском районе, уже писано-переписано. Напомним, в 2011-2012 годах районные чиновники по цене 70 тысяч тенге за квадратный метр купили для переселенцев полсотни двухквартирных домов, большинство из которых (не считая сулейменовской фазенды) были малопригодны для жилья: в наружных стенах имелись сквозные зазоры на улицу, окна и двери вываливались, потолок и полы не были утеплены, при этом на полу не было бетонной стяжки, техусловия на подключение электричества отсутствовали, вода не подведена. Общая сумма этих сделок составила 224 691 950 тенге. Как оказалось, большинство этих домов были наспех построены в не самых перспективных селах области на неправильно оформленной земле из бэушных материалов лицами, приближенными к тогдашнему акиму района Толегену БАСТЕНОВУ, специально для продажи акимату.
Выступая на прошлой неделе на пресс-конференции в акимате области, нынешний аким Павлодарского района Нурлан АУТАЛИПОВ сообщил: в прошлом году с помощью спонсоров было восстановлено 38 разваливающихся квартир, приобретенных по госпрограмме. С начала этого года на восстановление еще 33 квартир из бюджета области выделено 28,5 миллиона тенге, из районного бюджета - 9 миллионов. На очереди поиск средств на восстановление еще шести проблемных квартир. Что касается семи двухквартирных домов, купленных у депутата Сулейменова за 72 миллиона тенге, то они акимату совершенно не нужны. Потому что никто из участников госпрограммы “Занятость-2020” еще не сошел с ума, чтобы бросать родные дома в своих пусть и бесперспективных селах и селиться в голой степи без школы, фельдшера, магазинов и работы поблизости.
В апреле этого года райотдел строительства написал депутату вежливое письмо: “Уважаемый Серик Толеугазинович! Вами самовольно произведена реконструкция двухквартирного дома под нежилые помещения (сауна, душевая, гараж), второй дом фактически является котельной и офисом. Две квартиры разграблены, находятся в аварийном состоянии, а остальные шесть квартир используются Вами в личных целях. На основании вышеуказанного предлагаем Вам расторгнуть ранее заключенные договора по соглашению сторон с возвратом в бюджет денежных средств”.
Серик Толеугазинович и деньги не вернул, и пользоваться домом не прекратил.
На фазенде, состоящей из семи просторных комнат, мы обнаружили дорогую мебель, трогать руками которую строго-настрого запретил сын Сулейменова Болат, ходивший за нами по пятам и фиксировавший весь визит на видео.
- Вы платите районному акимату за то, что используете принадлежащее ему помещение для хранения своих диванов и стенок? - спросила я Болата Сулейменова.
- Нет, не платим. И вообще это мебель тракториста нашего крестьянского хозяйства, который получает зарплату в 250 тысяч тенге, - усмехнулся он.
Несомненно, вас заинтересует, какое наказание понесли чиновники за истраченные неизвестно на что бюджетные миллионы, а еще за то, что позволили так глумиться над государственной властью, уронив ее авторитет в отдельно взятом районе ниже плинтуса. Так вот, потянуло это на три года условно. Их на днях получил бывший в момент описываемых событий руководителем райотдела строительства Асхат КОПЕШЕВ. Комментируя весной прошлого года начало следствия по этому скандальному делу, прокурор Павлодарского района Асет САТТЫБАЕВ и зампрокурора области Куат АРТЫКБАЕВ обещали журналистам, что установят и привлекут к ответственности всех виновных.
- Настанет день, и вы поймете, что дело не только в Копешеве, - обещал тогда журналистам и руководитель аппарата акима области Канат КАРИМОВ.
Такой день настал. На судебном процессе по уголовному делу Копешева начальники других райотделов и акимы сельских округов все как один говорили не столько о подсудимом, сколько об экс-акиме района Толегене Бастенове. Мол, знали, что госпрограмма выполняется со сплошными нарушениями закона, но шли на это, потому что боялись бастыка. Особенно разошелся бывший замакима Павлодарского района Евгений ГУБАРЕВ, вынужденный уйти с руководящей должности и решивший теперь резать правду-матку:
- Мне и акимам сельских округов, конечно, было известно, что программа занятости-2020 идет у нас с нарушением закона, но все боялись Бастенова, - делился Губарев. - Аким все решения принимал самостоятельно, никогда не спрашивая мнения компетентных людей, все, по его мнению, были недоразвитые. Практически весь аппарат акима района был запуган им, беспрекословно исполняли его поручения.
Увы, показания Губарева и остальных свидетелей уже ничего не решали - следствие ведь началось, когда Бастенов был еще в силе, поэтому велось оно только в отношении Копешева, и обвинения в суде предъявлялись только ему. А Толеген Каратаевич мог бы до сих пор спокойно руководить районом, если бы вскорости после скандала с госпрограммой не завалил тестирование в корпус “А”, не был назначен советником акима области Ерлана Арына и не попался с поличным на получении отката в 8,7 миллиона тенге, из-за чего попал в СИЗО, где уже год ожидает суда. Но это, согласитесь, совсем другая история.
- Копешев мог бы не подписывать незаконные решения, тогда бы не получил судимость, - вполне резонно рассуждает сегодня его преемник Ардак Омаров.
Мог бы, никто и не спорит. Да только много ли у нас чиновников, которые в открытую выступают против незаконных указаний начальства? Мы не раз писали о таких, как Копешев, исполнителях - эти люди подписывали документы, по которым перечислялись сотни миллионов тенге лжепредпринимателям с уголовным прошлым за непостроенные в Павлодаре девятиэтажные дома и инженерные коммуникации.
“Не могли чиновники среднего звена самостоятельно принимать решение о незаконном выделении сотен миллионов бюджетных денег”, - хором заявляли нашей газете в начале каждого расследования руководители областных прокуратуры и финансовой полиции. Результат был всегда один - чиновники среднего звена получали три года условно (просто магическая цифра какая-то!), акимы разных уровней, под руководством которых работали подсудимые, и сегодня имеют в регионе высокие должности.
Руководитель райотдела строительства Ардак ОМАРОВ на фоне фазенды.
Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар