5854

Ребёнок… в кредит

Прокурор Жамбылского района Руфат Куттыков навестил в доме ребенка “Умит” подопечного Диму Чумака.

Диме ЧУМАКУ не было еще и года, когда он стал… товаром. Торговую сделку заключили семья, проживающая в селе Шайкорык Жамбылского района, и районный отдел образования в лице заведующей сектором опеки и попечительства Аяулым ЧУАХОВОЙ. Правда, теперь уже бывшей зав­сектором - чиновница, ставшая фигуранткой не одного, а нескольких уголовных дел, в ближайшее время отправится отбывать срок в колонию.

Правда о продаже ребенка вышла наружу 8 июля, когда в районную больницу пришла некая Лаура СИСЕНГАЛИЕВА, жительница села Шайкорык, и оставила там... одиннадцатимесячного мальчика. Врачам этот малыш показался знаком: полгода назад Дима Чумак уже поступал в эту больницу как отказной, а через некоторое время был взят оттуда органами опеки на усыновление. И вот младенец снова здесь!
Медики позвонили в районную прокуратуру, откуда тотчас же прибыл старший помощник прокурора Жамбылского района Азамат МУКАЕВ. Проверку начал с усыновителей.
Оказывается, Лаура Сисенгалиева вместе с мужем Мауленом ПАРМЕНОВЫМ еще в прошлом году решили усыновить ребенка. Но обратились почему-то не официально в госорган, как положено, а к знакомой - инспектору отдела образования Калдыкуль БЕККУЛИЕВОЙ. Та согласилась посодействовать и познакомила супругов с завсектором опеки и попечительства райоо Аяулым Чуаховой, которая предложила собрать необходимые документы и встать на учет. Супруги все исполнили и поинтересовались, нельзя ли как-то ускорить процесс. Им пообещали помочь при удобном случае.
Случай скоро представился. 23 декабря 2013 года в ЦРБ Жамбылского района поступил шестимесячный младенец. Кроху привезла его родная бабушка Наталья ЧУМАК. Рассказала, что ребенка полгода назад родила ее непутевая дочь Татьяна, 31 года от роду, которая не имеет ни жилья, ни работы, а имеет брошенное потомство в детском доме и алкогольную зависимость.
- Позавчера привезла Димку и попросила приглядеть за ним, сама ушла куда-то, а вечером звонит: “Мама, меня не ищи, я выхожу замуж, надеюсь, Димочку ты не оставишь - будешь присматривать”. А мне куда уже присматривать: сама живу у чужих людей по милости хозяев, которым помогаю в доме, да и возраст уже не тот, - посетовала бабушка.
Врачи осмотрели мальчонку: крепенький, здоровенький - и позвонили в орган опеки.
Через пару дней Аяулым Чуахова сообщила Беккулиевой, что есть хорошенький мальчик: “Пусть ваши знакомые посмотрят и, если понравится, забирают вне очереди”. Лаура с Мауленом тут же помчались в больницу. Мальчуган привел их в восторг, и оба дружно воскликнули: “Берем!”. Однако произошла заминка. Калдыкуль Беккулиева передала приемным родителям слова Чуаховой, что за внеочередное усыновление нужно заплатить 250 тысяч тенге. Таких денег у супругов не было. Поторговавшись, опять же через посредницу, сошлись на сумме 170 тысяч тенге. И то молодой семье пришлось оформлять банковский кредит. Деньги были переданы Чуаховой через Беккулиеву. Теперь оставалось получить документы на ребенка. Но проходили дни, недели, месяцы, а документы все не оформлялись. Лаура с Мауленом, конечно, не могли знать, что их “радетельнице” было уже не до оформлений - как раз в это время Аяулым Айманбековне предъявили обвинение в коррупционном преступлении. Выяснилось, что чиновница в списки сирот занесла отнюдь не сиротские фамилии, и по этим фальшивым спискам были начислены и уже получены пособия... За такие проделки Чуахову отстранили от должности, и теперь ее главной заботой было по возможности облегчить свою участь. Видимо, это ей удалось не совсем, потому как 11 мая был вынесен судебный приговор - составительница лжесписков схлопотала три с половиной года условно.
Беккулиева не стала сообщать приемным родителям о новых обстоятельствах в жизни своей патронессы и продолжала кормить их завтраками.
Между тем брачная жизнь Лауры и Маулена дала трещину. Причем поводом для семейных разборок все чаще становился... Димка. “Вот кредит взяли, проценты платим, а документов на ребенка так до сих пор и нет, -
бурчал Маулен. - А если его заберут?..” Довыяснялись до того, что... расстались. Лаура собрала вещи, подхватила Димку и уехала к маме в город. Мама мигом оценила ситуацию: раза два пообщавшись с Чуаховой по телефону, вызвала ее на открытый разговор в летнем кафе. Пара прямых вопросов - и умудренная жизнью женщина поняла, что никаких документов на ребенка не было и не будет: если чиновница не справила их, находясь при должности, то как она это сделает теперь, будучи отлученной от кресла? В общем, мама сказала дочке: “Отвези ребенка туда, откуда взяла”.
Так Дима Чумак снова очутился в той же райбольнице, откуда его забирали на усыновление, а точнее - на продажу. “Несертифицированный товар” вернулся в “магазин”.
Выявив все это, прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Чуаховой по статье 133 части 2 УК РК - “купля-продажа или совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а также с использованием своего служебного положения”. На Чуахову надели наручники и этапировали в ИВС, а оттуда в СИЗО - суд санкционировал ее арест. Дама рыдала и божилась, что не торговала детьми, а “просто хотела помочь”.
Самое интересное, что в ходе следствия, проводимого Жамбылским РОВД, на Чуахову поступили еще два заявления: от пенсионерки Дарихи АЙНАДДИНОВОЙ и жителя района Берикбая ДИЛИМБЕТОВА. Выяснилось, что в 2013 году она взяла с каждого из них по 120 тысяч тенге, пообещав апашке место школьной учительницы для ее невестки, а Дилимбетову - устроить его в школу физруком. В итоге в районной прокуратуре в отношении Чуаховой возбудили еще одно дело - по факту мошенничества с использованием служебного положения.
В октябре нынешнего года начался судебный процесс. На скамью подсудимых вместе с Аяулым Чуаховой села и “торговый посредник”. Но Калдыкуль Беккулиеву закрывать не стали - обвиняемая заработала свободу искренним раскаянием и активным сотрудничеством со следствием. Оттого и наказание для нее вышло небольшим - три года условно. Ну а Аяулым Айманбековне за все ее темные делишки на служебном поприще Жамбылский районный суд отмерил семь с половиной лет с лишением права занимать государственные должности в течение пяти лет.
В отношении горе-усыновителей дело было прекращено в ходе следствия.
Приговор обжалован не был и вступил в законную силу. Так что совсем скоро бывшая чиновница от образования, а
ныне осужденная Чуахова будет этапирована в женскую колонию в Алматинской области.
- Там она встретится со своей землячкой и “коллегой” по роду преступной деятельности Раушан АРЫНГАЗИНОЙ, - комментирует заместитель прокурора Жамбылского района Бекмурат АБДИКЕРИМОВ (на снимке). - Бывшая хозяйка медицинского центра была приговорена в 2012 году по той же статье “торговля несовершеннолетними”, и вместе с ней под суд пошли еще два врача и “покупатель”. А чуть раньше свои сроки получили директор дома ребенка и ее заместитель. Все они объясняли свои действия жалостью к бездетным парам и желанием им помочь. А детей, которых они продают непонятно кому и неизвестно для каких целей, они пожалели? Ведь, как показывает практика, никто из таких “продавцов” не интересуется судьбой младенцев - им лишь бы заработать.
Да, а как же сложилась дальнейшая судьба Димы Чумака?
- Вот кого действительно жалко, так это малыша, которого, по сути, предали дважды: сначала родная мать (сейчас она написала официальный отказ от сына), а потом так называемые усыновители, - рассуждает прокурор Жамбылского района Руфат КУТТЫКОВ. - Но мы определили мальчика в дом ребенка. И мне хочется верить, что со временем у Димы все-таки появится настоящая любящая его семья!

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть