Контора пишет
Примерно месяц назад на страницах газеты “Время” мы рассказали о том, с какими проблемами сталкиваются инвесторы на Казахстанской фондовой бирже. А в качестве примера привели крупнейшего производителя бумаги и картона - компанию “Казахстан Кагазы”, которая допустила дефолт по нескольким видам облигаций более чем на 10 миллиардов тенге (см. “Дурилка картонная”, “Время” от 30.10.2014 г.). Буквально неделю спустя к нам в редакцию пришло разгневанное письмо от представителя “Казахстан Кагазы” Саята МУСАХАНОВА, в котором он требует опровергнуть “ложные сведения”, касающиеся руководителя компании Томаса Матеоса ВЕРНЕРА (на снимке) и в целом всего предприятия. Мы внимательно изучили послание и пришли к неутешительному выводу: ложную информацию распространяет не газета “Время”, а работники “Казахстан Кагазы”!
Итак, что же больше всего возмутило руководителей крупнейшего бумажного бизнеса страны? Судя по письму Саята Мусаханова, наша публикация опорочила честь, достоинство и деловую репутацию гендиректора холдинга “Казахстан Кагазы” Томаса Матеоса Вернера, а также “в силу ассоциации и деловую репутацию группы компаний”. Попробуем разобраться, где же мы так “соврали”, что одним ударом обрушили репутацию и иностранца, и его фирмы. Так вот, в статье от 30 октября мы указали, что на гражданина Великобритании и Испании, возглавляющего бумажное производство, в Казахстане возбуждено уголовное дело. По словам его представителя, эта информация не соответствует действительности.
“Томас Матеос Вернер никогда не подвергался какому-либо расследованию со стороны правоохранительных органов Республики Казахстан”, - пишет нам Саят Мусаханов. И в качестве доказательства прикрепляет к письму постановление о приостановлении уголовного дела №13190001100059, возбужденного финансовой полицией Алматинской области в отношении должностных лиц группы компаний “Казахстан Кагазы”. Логика у автора письма простая: поскольку дело возбуждено в отношении неопределенного круга лиц, то и господин Вернер тут ни при чем. Тем более следствие зашло в тупик.
Мы решили перепроверить эту информацию - а чем черт не шутит, может, действительно Томас Матеос никогда не переступал порог ни одного правоохранительного ведомства, как пишет господин Мусаханов? Однако органы внутренних дел считают иначе. Из ДВД города Алматы на наш запрос пришел официальный ответ за подписью заместителя начальника Газиза НУРКАЕВА. Мы приводим его полный текст.
“На ваш запрос от 07.11.2014 года за исх. №146 сообщаем следующее: в производстве следственного управления ДВД г. Алматы находится уголовное дело, возбужденное по статье 177 ч. 3 п.“б”
УК Республики Казахстан по заявлению г-на Жунуса Баглана по факту мошенничества в отношении гр.Томаса Матеоса Вернера. В настоящее время проводится расследование, доводы, указанные в заявлении, в ходе предварительного расследования будут проверены”.
Так что же получается? Господин Мусаханов пишет в редакцию, что газета “Время” опорочила репутацию мистера Вернера, который “никогда не подвергался какому-либо расследованию со стороны правоохранительных органов”. А замначальника алматинского ДВД Нуркаев утверждает, что на Вернера написали заявление, в результате чего было возбуждено уголовное дело по статье “мошенничество”, причем в особо крупном размере. Будь доводы заявителя несостоятельными, все бы ограничилось доследственной проверкой, а тут уголовное дело уже возбуждено! И по этой статье господину Вернеру грозит до 7 лет лишения свободы с конфискацией личного имущества. Так кто лжет - газета “Время”, полковник полиции Нуркаев или представитель “Казахстан Кагазы” Мусаханов?
Более того, мы проверили и то самое уголовное дело №13190001100059, о котором нам любезно сообщил представитель “Казахстан Кагазы”, приложив постановление за подписью старшего лейтенанта финансовой полиции МУЖИКОВА. Это уголовное дело было возбуждено по статье 222 часть 1 - “уклонение от уплаты налогов”. Мы написали запрос в прокуратуру Алматинской области, чтобы выяснить, в каком состоянии находится это дело и действительно ли оно приостановлено в связи с невозможностью установить виновных. Есть подозрение, что компания “Казахстан Кагазы” уклоняется от уплаты налогов, но кто конкретно в холдинге этим занимается, старлей Мужиков выяснить не сумел. Из надзорного органа в установленные законом сроки нам пришел ответ: действительно, дело приостановлено. Но при этом прокуратура области забирает его у несуществующего уже финпола и передает в МВД. То есть уголовное дело не прекращено - расследование будет продолжено другим ведомством. И, быть может, там найдутся более компетентные сотрудники, которые поставят точку в этой истории: уклонялась ли компания от уплаты налогов или нет?
Но и это еще не все. В письме в редакцию Саят Мусаханов указывает, что мы зря цитируем акционера компании Джоса ван ЛЕНТА, который возмутился тем, что “Казахстан Кагазы” выкупил у бывших держателей акций Джорджа ХАББАЗА и Андре АУРА ценные бумаги на сумму
8 миллионов долларов по завышенной в три раза цене. Представитель “Казахстан Кагазы” не отрицает, что данная сделка состоялась. Он просто указывает, что заявление господина ван Лента продиктовано… личной обидой в связи с неудачным исходом для него инициированного судебного иска против одной из компаний, входящей в холдинг. Джос ван Лент выставил счет на 100 тысяч долларов, а получил только тысячу “зеленых”. Получается интересная штука: двум акционерам переплачивают в три раза за их ценные бумаги, а еще одного отправляют в суд - там, мол, ищи правду и свои деньги! Интересная ситуация, правда? Попахивает двойными стандартами или чьей-то личной заинтересованностью.
Еще часть послания из “Казахстан Кагазы” касается облигаций, размещенных на Казахстанской фондовой бирже, по которым был допущен дефолт. Дескать, газета неверно указала даты публикации полной финансовой отчетности, а при реализации непрофильных активов держателям облигаций не полагается 10 процентов от суммы, как это было оговорено ранее. Но это все не самые важные детали. Ведь главный факт, на котором был построен материал, не оспаривается: группа компаний “Казахстан Кагазы” разместила на KASE ценные бумаги более чем на 10 миллиардов тенге, и теперь держатели не могут вернуть свои деньги, не говоря уже о дивидендах.
А может быть, именно с дефолтом по облигациям и связано возмущение “Казахстан Кагазы”? Мы обратились в Национальный банк, чтобы узнать, а кому, собственно, задолжала компания Томаса Матеоса Вернера? И ответ расставил все по своим местам. Облигации АО “Казахстан Кагазы” приобрели семь пенсионных фондов - “Астана”, “НефтеГаз-Дем”, “ҰларҮмiт”, ГНПФ”, “Грантум”, “Отан” и “Капитал”. После слияния фондов активы и пассивы оказались в одном месте, и стало ясно, что объем данных облигаций в портфеле пенсионных активов ЕНПФ на
1 октября 2014 года составляет порядка 12,7 миллиарда тенге. Ценные бумаги, по которым “Казахстан Кагазы” допустил дефолт, лежат мертвым грузом в Едином накопительном пенсионном фонде! Производители бумаги и картона должны не какому-то другому коммерсанту или иностранному инвестору, они должны всем нам, простым казахстанцам! Наши пенсионные накопления в размере почти 13 миллиардов тенге пошли на нужды “Казахстан Кагазы”. При этом пенсионным фондам господин Вернер не спешит возвращать долги, а вот своему товарищу по совету директоров выгоняет сразу 8 миллионов долларов! Разумеется, мы спросили у Нацбанка: что же теперь делать - можно ли как-нибудь вернуть пенсионерам их накопления в размере 13 миллиардов? И ответ был неутешительным: поскольку на рынке отсутствует какой-либо спрос на данные ценные бумаги, Национальный банк не имеет возможности их реализовать…
И здесь стоит вернуться к тому, с чего начинался этот материал. Могла ли газета “Время” опорочить честь, достоинство и деловую репутацию гендиректора “Казахстан Кагазы” Томаса Матеоса Вернера, если еще до наших публикаций его обвиняют в мошенничестве и даже возбуждают уголовное дело, а сама компания подозревается в неуплате налогов и не отдает долги пенсионным фондам Казахстана? Этот риторический вопрос мы задаем представителю компании Саяту Мусаханову. Ведь он, скорее всего, напишет нам еще одно письмо. Хотя, на наш взгляд, лучше сразу писать в ДВД Алматы, прокуратуру Алматинской области и Национальный банк - это ведь они предоставляют нам информацию, “порочащую честь, достоинство и деловую репутацию”. А еще лучше - напишите письмо вкладчикам семи пенсионных фондов. Объясните им, когда вы вернете 13 миллиардов тенге, которые они откладывали на старость, а теперь из-за иностранных менеджеров “Казахстан Кагазы” вынуждены попрощаться с этими деньгами. Я как вкладчик пенсионного фонда “Капитал” с удовольствием познакомился бы с этим посланием.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта kapital.kz, Алматы