5521

Откат оружие генералитета

Александр Матвиевский: наши тренажеры адекватны и безопасны.

Неожиданный поворот в судебной тяжбе ТОО “Алматы­энергосервис” и Главного управления материально-технического обеспечения ВС РК (в интересах Актюбинского военного института Сил воздушной обороны): финансовая полиция установила вину некоторых военных, которые, кстати, как на духу признались в собственных грехах. А международные эксперты подтвердили, что продукция фирмы соответствует всем необходимым требованиям. Тем не менее отдельные высокопоставленные чиновники оборонного ведомства уверяют, что есть недостатки.

Буквально на днях выяснилось: доводы военных опровергли специалисты Центра судебных экспертиз Минюста РК и международные эксперты - заслуженный военный летчик-испытатель СССР генерал авиации Юрий ТИШКОВ, заслуженные летчики Василий КУШНИР и Вадим БОВТ, а также их казахстанские коллеги - представители АО “Авиакомпания Бурундай­авиа” пилот Александр ЧЕБОТКИН и бортинженер Сергей СНИСАРЬ - все военные летчики и пилоты с большим опытом полетов. Однако их выводы в военном министерстве Казахстана упорно игнорируют...
Между тем выяснилось, что представители военного института не подготовили в срок помещения, необходимые для установки оборудования. Первая же проверка показала: бюджетные деньги были банально похищены!

Из материалов доследственной проверки
“В ходе проверки установлено: при составлении сметного расчета и актов приемки выполненных работ необоснованно завышена стоимость на 20 514 253 тенге. Опрошенный директор компании-подрядчика “АлысСтройКом” А. УКСУМБАЕВ (выделено нами. - Ред.) пояснил, что сметная стоимость вычислялась по дефектным актам, подписанным начальником Актюбинской РЭЧ (районная эксплуатационная часть) М. АБДРАХИМОВЫМ. При этом Уксумбаев с результатами экспертизы согласен, дея­тельно раскаивается в содеянном и причиненный государству ущерб при проведении ремонта здания тренажерного центра военного института СВО полностью возместил. Председатель комиссии - замначальника Актюбинской РЭЧ Д. АНОПЬЯНОВ и начальник отделения эксплуатации зданий Ж. ТЛЕГЕН также деятельно раскаялись и возместили ущерб государству. В адрес Главного управления расквартирования войск ВС РК направлено представление о недопущении впредь подобных фактов нерационального использования денежных средств. Старший следователь по особо важным делам ДБЭКП по Актюбинской области Н. КУРМАНАЛИН”.
Казалось бы, после такой проверки должны были расстаться с креслами и руководители военного института. Тем более что начальник института как сторона договора подряда по ремонту помещения был ответственен за передачу технического задания на реконструкцию помещения, утверждение сметы и приемку выполненных работ подрядной организацией. Однако они остались не только при должностях, но и при своем мнении. С подачи начальника института Сил воздушной обороны фирме предъявили претензии за то, за что сами же и должны были отвечать - помещения для установки тренажеров не готовы, и тем самым компания якобы сорвала сроки контракта.
Но позвольте! В соответствии с условиями контракта на поставку тренажеров - это военный институт должен был подготовить помещения, а предприятие - установить тренажеры и обучить инструкторов. Но в данном случае все перевернули с ног на голову.

Из заключения Центра судебной экспертизы от 2 мая 2014 года
“Комиссия экспертов констатирует: по своим техническим и учебно-методическим характеристикам тренажер экипажа вертолета Ми-17В5, самолета Л-39, тренажера группы лиц руководства полетами и офицеров боевого управления “Марка” соответствуют требованиям договора и стандартам организации по качеству и комп­лектности”.
Здесь стоит отметить: используя телефонное право, некоторые заинтересованные армейские чиновники попытались запретить экспертам (к слову, привлеченным в соответствии с постановлением о доследственной проверке и определением суда!) вход на территорию Актюбинского военного института, о чем эксперты тут же составили акт.

Из акта экспертного осмотра
“24-25.10.2014 г. состоялся комиссионный экспертный осмотр объектов исследования по месту их нахождения - на территории военного института СВО в Актобе. В ходе экспертного осмотра и ознакомительных полетов на тренажерах эксперт­ной комиссией было установлено, что тренажеры экипажа вертолета Ми-17В-5 и летчика самолета Л-39, тренажер группы лиц руководства полетов и офицеров боевого управления “Марка” работоспособны и соответствуют по своей комплектации Приложению №5 к Договору №1045-ЛТ от 01.08.2012 г.
Также установлено, что модели полета и алгоритмы работы бортовых систем адекватны моделируемым летательным аппаратам. Однако объект исследования к испытаниям не подготовлен, регламентные и пусконаладочные работы не выполнены в полном объеме, необходимом для дачи эксперт­ной оценки при проведении полного, всестороннего и объективного судебно-технического исследования оборудования.
Таким образом, для проведения комплексного судебно-технического и судебно-товароведческого исследования необходимо подготовить объек­ты исследования к эксперт­ному осмотру с проведением полного комплекса регламент­ных и наладочных работ тренажеров...”.
Проще говоря, руководители военного института поводили экспертов вокруг да около - и выставили за ворота. И судя по всему, им было что скрывать. Недавно представители “Алматыэнергосервиса” написали заявление в финансовую полицию Астаны - по месту “прописки” Министерства обороны. Сотрудники столичного финпола уже приступили к доследственной проверке.

Из материалов доследственной проверки
“Согласно доводам ТОО “Алматыэнергосервис” должностные лица Министерства обороны вопреки интересам службы, в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и иностранной компании в одностороннем порядке расторгли договор, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов ТОО. Для полного и всестороннего исследования обстоятельств необходимо провести комплексные судебно-техническую и судебно-товароведческую экспертизы...”.
Всего постановлений о назначении экспертиз вынесено четыре. Их результаты на сегодняшний день еще не известны. Но в “Алматы­энергосервисе” уверяют: их продукция вполне пригодна к работе, вот только отдельные армейские генералы почему-то ставят им палки в колеса. Военные специалисты уверяли общественность: ТОО “Алматыэнергосервис” вообще не имеет лицензии, а значит, не имеет права производить авиационные тренажеры. Однако согласно Закону РК “О лицензировании” в перечне лицензируемых видов деятельности тренажеров просто нет. А значит, и нет предмета для обсуждения.
Кроме того, в базе данных департамента по техническому регулированию и метрологии Алматы зафиксировано: все восемь промышленных образцов, произведенных в “Алматыэнергосервисе”, прошли обязательную сертификацию еще в ноябре 2011 года. Выходит, в оборонном ведомстве об этом не знают, раз буквально засыпали экономический суд исками? Или все-таки знают, но с упорством, достойным лучшего применения, чернят отечественного производителя?
По словам заместителя гендиректора ТОО “Алматыэнергосервис” Александра МАТВИЕВСКОГО, авторитетные эксперты установили: работа бортовых систем и модели полета, реализованные в тренажерах, адекватны моделируемым летательным аппаратам.
- Наши тренажеры правильно реагируют на действия обучаемых, ведь главная задача - показать курсантам, что может случиться во время реального полета, если они при обучении на учебном тренажере допустят какие-то ошибки, - говорит г-н Матвиевский, кандидат военных наук с 30-летним стажем работы в этой отрасли. - Именно правильная реакция тренажера на действия обучаемых, которая базируется на адекватных алгоритмах работы бортовых систем и модели полета, является той основой, которая и позволяет использовать тренажер в учебном процессе военно-учебного заведения. Например, наш тренажер позволяет садиться в режиме авторотации - при выключенных двигателях. К слову, далеко не во всех зарубежных тренажерах реализована эта функция - мнение международных экспертов. При разработке тренажеров нами смоделированы все особые случаи и аварийные ситуации в полете. Использование этих возможностей тренажеров в ходе обучения позволит курсантам института избежать ошибок в реальном полете.
И когда полковник Минобороны Д. ВАЛИУЛИН заявляет об опасности использования тренажеров при обучении курсантов, но при этом дать серьезного обоснования не может, ссылаясь на факторы настроечного характера, то это говорит либо о некомпетентности, либо о каких-то других интересах последнего. Остается только догадываться, кто готовит полковникам Валиулину и П. КОЛМАКОВУ (к слову, не являющимся экспертами в области теории построения и практики применения тренажеров для обучения) многостраничные заключения.
При этом армейским чинам нужно понимать, что даже самый навороченный тренажер нуждается в настройках, ведь в тренажере вертолета смоделировано более 120 органов управления, средств индикации и сигнализации. Однако выполнить окончательную наладку авиатренажеров администрация военного института почему-то не дает. Между тем даже суперсовременный тренажер “Боинга” нуждается в настройках.
По мнению Александра Матвиевского, стремление некоторых военных обосновать необходимость применения на территории Казахстана тренажеров российских компаний идет вразрез с интересами госбюджета и очень смахивает на лоббирование зарубежного производителя. Продукция этих иностранных фирм стоит намного дороже, однако по сути ничем не отличается от тренажеров казахстанского производителя. Об этом представителям “Алматыэнергосервиса” сообщили эксперты, проверявшие их оборудование на “профпригодность”.
- На самом деле, - продолжает г-н Матвиев­ский, - доводы представителей Мин­обороны Валиулина, Колмакова и Д. ТАРАКАНОВА о том, что наши тренажеры якобы не обеспечивают возможности подготовки курсантов, просто безответственные заявления. Ведь эксперты четко пояснили: нужно лишь дать специалистам возможность выполнить регламентные работы и настройку оборудования, и тогда все вопросы к тренажерам снимутся. Но, к сожалению, руководители Актюбинского института Сил воздушной обороны за целый год дали нам поработать всего 15 часов! Понятно, что за это время невозможно подготовить тренажеры к учебным полетам, а уж тем более запустить их и начать обучение курсантов. По мнению экспертов, наша продукция ничем не отличается - а по ряду позиций даже превосходит тренажеры, выпускаемые компаниями с мировым именем.
Что ж, остается надеяться на то, что после прихода к рулю военного ведомства Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА чиновники этого министерства - в погонах и в штатском - наконец повернутся лицом к отечественному производителю.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

От редакции Стоит призадуматься: а нужно ли терять время и немалые деньги на судебные иски и попытки “черного пиара” отечественного производителя? Не проще ли предоставить изготовителю возможность выполнить все регламентные и наладочные работы, после этого собраться в том же военном институте представителям оборонного ведомства, ТОО “Алматы­энергосервис”, международным экспертам, военным прокурорам и на месте постараться решить все возникшие вопросы, чтобы наконец навести порядок в “своем доме”? Ведь для этого есть все необходимые рычаги - от готовой продукции казахстанского производителя до недремлющего ока прокуроров. Тем более что Главную военную прокуратуру возглавляет компетентный принципиальный руководитель.

Поделиться
Класснуть