Качирский треугольник
Руководитель ТОО “КХ Жана-Бет” Куат АНАФИН на фоне сгнившего на Качирском ХПП зерна.
В Павлодарском облсуде в эти дни проходит громкий судебный процесс - крестьяне против Минсельхоза
Пока одни павлодарские фермеры подводят итоги нынешней страды, подсчитывая, сколько зерна будет в их закромах, другие все еще надеются получить компенсацию за потерянный урожай пятилетней давности. Ответчиком в суде должно было выступать конкретное должностное лицо - Канат АЙБУЛЬДИНОВ, но в марте прошлого года, закончив ознакомление с материалами своего уголовного дела, он в тот же день повесился. В результате руководители восьми крестьянских хозяйств обратились с иском в суд на комитет госинспекции в АПК Министерства сельского хозяйства, требуя с ответчика 140 млн. тенге в качестве возмещения материального ущерба за безвозвратно потерянное зерно на Качирском хлебоприемном пункте.
Это уникальная в своем роде криминальная история, в которой не так-то просто разобраться даже самым маститым любителям разгадывать политические ребусы и кроссворды. В ней поучаствовали в свое время всесильный финпол, полиция, прокуроры, а фигурируют далеко не самые последние должностные лица в иерархии региональной власти и аграрного ведомства. Чего стоят только два судебных решения, фактически противоречащих друг другу!.. Впрочем, обо всем по порядку.
В марте 2010 года руководители 14 крупных крестьянских хозяйств двух районов Павлодарщины обратились к тогдашнему областному акиму с жалобой на руководство Качирского ХПП, которое не отдавало им их же зерно, сданное на хранение осенью 2009 года. На ХПП было введено временное управление под руководством Каната Айбульдинова, но к тому времени уже выяснилось, что часть зерна в количестве 4865 тонн безнадежно испорчена, 5545 тонн зерна стало неклассным (фуражным), около 4991 тонны похищено. Следователи областной финполиции тогда же установили, что хозяева ХПП толкнули на сторону около 5000 тонн зерна пшеницы урожая 2008 года, принадлежавшего нацоператору по закупу зерна в госресурсы “Продкорпорация”, а восстановить недостачу решили за счет урожая 2009 года, сданного крестьянами. А чтобы фермеры не заметили недовес, зерно им не отдавали всю зиму, и оно начало портиться.
В отношении владельца Качирского ХПП Каната ШАЙКЕНОВА финпол возбудил уголовное дело по обвинению в хищении и незаконной предпринимательской деятельности. Однако летом 2010 года АБЭКП (финансовая полиция) официально заявило: уголовные дела, возбужденные в отношении руководства Качирского элеватора, прекращены за отсутствием состава преступления.
- По факту вмешательства в предпринимательскую деятельность, за допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства, выразившиеся в необоснованном привлечении к уголовной ответственности, освобождены от занимаемых должностей начальник ДБЭКП по Павлодарской области, его заместитель и начальник одного из управлений данного департамента. По факту превышения служебных полномочий агентством 16 апреля в отношении сотрудников департамента возбуждено уголовное дело, - сообщил тогда на брифинге официальный представитель финансовой полиции Мурат ЖУМАНБАЙ.
В декабре 2010 года за злоупотребление должностными полномочиями, приведшее к хищению зерна нацкомпании, на 12 лет с конфискацией имущества загремел председатель комитета госинспекции Минсельхоза Серик СУЛЕЙМЕНОВ (на снимке). По версии финпола, полностью поддержанной судом, министерский чиновник незаконно ввел то самое временное управление на Качирском ХПП под началом Айбульдинова, что помешало предпринимателю Шайкенову исполнить свои обязательства по сохранности зерна “Продкорпорации”. Тогда же павлодарские финансовые полицейские возбудили уголовное дело за превышение полномочий на заместителя акима Павлодарской области Толегена ЗАКАРЬЯНОВА (на снимке) - за то, что после жалобы крестьян весной 2010 года он распорядился открыть амбары ХПП и отдать хлеборобам хотя бы часть уже загнивавшего зерна. Главный довод финполовских пинкертонов - фермерам отдали зерно, якобы принадлежавшее одной из “дочек” “Продкорпорации”. В начале 2011 года финпол заявил об окончании расследования этого дела и скорой передаче материалов в суд.
Но до судебного разбирательства это дело тогда так и не дошло. Летом того же года в прокуратуре Павлодарской области, изучив все представленные финполицейскими данные, пришли к выводу, что в действиях Толегена Закарьянова... нет состава преступления. Однако чуть позже Генпрокуратура заявила о “недостаточном исследовании всех обстоятельств данного дела” и постановила возобновить расследование в отношении бывшего заместителя акима. Тем не менее позже дело в отношении Закарьянова все же прекратили, зато под следствием опять оказались владелец и руководство ХПП! В октябре 2012-го Шайкенов получил семь лет лишения свободы, директор элеватора Валерий СЕДАК и управляющий Жастлек МУКЕНОВ - по пять, все трое - с конфискацией имущества за мошенничество, хищение чужого имущества в особо крупном размере и подделку документов.
Таким образом, по одному и тому же хищению теперь имеется два взаимоисключающих приговора - в отношении бывшего председателя комитета госинспекции Минсельхоза Сулейменова и рулевых Качирского ХПП!
Между тем в августе 2012 года прокуратура Павлодарской области возбудила уголовное дело за злоупотребление должностными полномочиями в отношении Каната Айбульдинова. Фермеры почему-то рассчитывали, что именно через это дело смогут размотать клубок запутанной истории и в итоге получить вместо зерна какие-то деньги. Но Айбульдинов решил не доводить себя до суда...
Ольга ВОРОНЬКО,фото автора и из соцсетей, Павлодар
Что же произошло на хлебоприемном пункте Качирского района пять лет назад? В этом запутанном расследовании, вероятно, решали не столько детективные способности следователей, сколько связи и подковерная борьба. Но фермерам от этого не легче. Они уже не ищут ответа на вопрос, кто виноват, потому что уверены: они потеряли свое зерно из-за попустительства госорганов, которые вовремя не отреагировали на их проблемы. Для крестьян сегодня куда более актуален другой вопрос: “Что делать?”. Из-за проблем с Качирским ХПП часть из них обанкротилась, вторая часть в долгах, бизнес подорван у всех.