4991

“Птичка” сдохла, хвосты - остались

В то время, пока аким Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВ вынужден был объясняться с народом, почему он рассекает по вверенной ему территории на двух служебных машинах с одинаковыми госномерами, а молва с энтузиазмом обсуждала появившиеся на торговых прилавках матрешки с изображением главы региона (на правом снимке), незаметно подкрался позорный конец печально знаменитой “Комсомольской птицефабрики”. Усилия ее владельца Генриха БОГДЕВИЧА убедить всех вокруг в том, что его предприятие способно возродиться, пошли прахом.

В течение трех последних лет птицефабрика практически не работает, там отключены газ и свет. Максимально ликвидные активы предприятия - деньги в сумме 268 тысяч тенге. Классный бизнес, не правда ли? А ведь как все феерично-ФИИРично начиналось! Газета “Время” вела собственное расследование “прорывной” деятельности Богдевича.
Получив от “КазАгроФинанса” немалые деньги - 3 миллиарда 182 миллиона 890 тысяч 454 тенге 4 тиына, его предприятие оказалось столь перспективным проектом, что было с большой пом­пой представлено руководству страны и запущено в преддверии Дня независимости в декабре 2011 года.
Правда, считаные недели спустя “птичка” неожиданно для многих сдохла, а Богдевич был арестован в рамках дела, которое раскрутил финпол. Закончилось оно довольно нелепо год спустя: доказать хищение денег следователи не смогли, а Богдевич, признав нецелевое использование средств, попал под амнистию. Попытка прокуратуры предъявить ему напоследок более тяжкое обвинение тоже потерпела фиаско. В общем, у многих сложилось впечатление, что Богдевич - баловень судьбы, которому все сходит с рук.
Генрих БОГДЕВИЧ...- Но нам-то все давно понятно! - восклицает один из многочисленных кредиторов птицефабрики Любовь БОЛБАТ, которой предприятие задолжало более 5,5 млн. тенге. - Сама не раз слышала от Богдевича о том, с какими людьми он дружбу водит и какие кабинеты “открывает пинком”. Если бы он делал все по уму, этих миллиардов ему с лихвой бы хватило, чтобы фаб­рика работала. А он-то работать не хочет! Он спит и видит, как стать банкротом, чтобы никому долги не отдавать.
Однако действия нашего героя на публике говорили вроде как о другом: он обратился в суд с просьбой о применении к АО “Комсомольская птицефабрика” процедуры реабилитации (см. “Курам на смех”, “Время” от 30.8.2014 г.). Представители предприятия в суде божились и клялись: если будет позволено не выплачивать долги кредиторам хотя бы в течение года, производство наладится и “птичка” поднимется на крыло. Но не судьба...
Скандал, вызванный нашими публикациями и этим судебным процессом, вышел такой, что президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ потребовал от акима области объяснить, почему запущенный почти три года назад проект до сих пор не работает (см. “Птичку” даже не жалко”, “Время” от 4.9.2014 г.). Аким, несколько раз прежде утверждавший, что дела с птицефаб­рикой на мази, был вынужден признать, что Богдевича следует считать несостоятельным собственником, а его предприятие - неплатежеспособным. Он же пообещал, что в течение 2-3 месяцев все наладится, так как на производство придет крупный инвестор - предположительно арабский.
Но куда в таком случае денется Богдевич? Об этом ответственные лица пока молчат, а кредиторы “птичника” гадают. Самое популярное соображение высказала представитель фирмы “Аванта +” Светлана ТАНКОВА:
- Думаю, раз дело приняло столь крутой оборот, Богдевич уйдет оттуда без долгих разговоров, оставив все, чтобы его в дальнейшем не трогали. Ну а его обязательства перед кредиторами перейдут новому собственнику вместе с имуществом. Первое устроит чиновников и Богдевича, второе - нас, годами ожидающих денег за поставленное птицефабрике оборудование и произведенные там работы.
Неотвратимость ухода Богдевича практически гарантирована решением Костанайского экономического суда, который оставил требования АО “Комсомольская птицефабрика” о применении реабилитационной процедуры без удовлетворения. Кстати, всплывшая во время этого процесса информация достойна широкой огласки.
Оказывается, общая сумма кредиторской задолженности злосчастного АО превышает 4 млрд. тенге. “КазАгроФинансу” (КАФ) по шести договорам финансового лизинга и займа на сумму 3,2 млрд. тенге оно выплатило всего 13 процентов. За все годы действия договоров должник шесть (!) раз получал от КАФ добро на реструктуризацию долга, а его текущая просроченная задолженность составляет 13,5 млн. тенге.
...и его дохлая “птичка”.- Перспектив погашения никаких, так как производственная деятельность на птицефабрике не ведется, - заявил в суде представитель КАФ Е. СЕРАЛИН. - От новых потенциальных инвесторов должник отказывается, не соглашаясь с их условиями, в то время как с каждым годом оборудование птицефабрики теряет свою ликвидность! Год назад было принято решение о дополнительном финансировании с отлагательными условиями, но и их предприятие не выполнило!
Кроме того, немецкой фирме Lorez Handels GmbH птицефабрика Богдевича должна 363,5 млн. тенге. Задолженность по зарплате - почти 10 “лимонов”.
При всем при этом представители Богдевича в суде заявили, что заключили договор намерения с АО “Банк “Астана-Финанс” о предоставлении предприятию 680 миллионов тенге на пополнение оборотных средств и восстановление платежеспособности!
Мы решили разобраться и в этом новом повороте старой истории, направив ряд вопросов руководству банка. Больше всего хотелось узнать, кто это у нас в стране такой щедрый, что ему не жалко сотен миллионов на продление агонии предприятия-зомби, и действительно ли он готов идти на риск, связавшись с Богдевичем.
Выяснилось - дураков уже нет.
Управляющий директор банка Руслан ОРАЗБАЕВ подтвердил: действительно, Богдевич обращался за финансированием, и ему ответили, что готовы сотрудничать при соблюдении условий банка.
“Однако со стороны компании так и не был предоставлен пакет документов для проведения анализа всех доступных сведений, в этой связи вопрос финансирования банком больше не рассматривался”, - подчеркнул Оразбаев, отвечая на наши вопросы.
Так вскрылось очередное вранье, связанное с птицефабрикой.

Во всей этой истории больше всего интересует один простой момент: почему много лет - а Богдевич прибрал к рукам некогда знаменитую на весь СССР птицефабрику еще в 2004 году! - местные чиновники делали вид, что ничего не знают и не понимают? Почему они изо всех сил помогали Богдевичу, который, как выясняется, даже не собирался работать всерьез и на совесть? Почему они делали громогласные заявления о том, что на птицефабрике “все хорошо, прекрасная маркиза”? И ведь не боялись при этом ни простых людей, ни своего столичного начальства…
Будем верить, что однажды там все сложится, и придет на фабрику заграничный инвестор, и расплодятся там бройлеры. Но у всех, кто хоть что-то слышал об истории многострадального предприятия, все-таки останется ощущение незавершенности финала: а как же наказание невиновных и награждение непричастных? Будет?..

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора и с сайта ng.kz, Костанай

Поделиться
Класснуть