6087

На костях

Стадион “Спартак” построен на погосте.

В Семее в разгар лета мальчишки нашли на берегу Иртыша человеческие кости и черепа. След жуткой находки привел в район стадиона “Спартак”, где с советских времен до наших дней дошла чудовищная традиция... глумиться над останками предков!

То, что произошло в 60-х годах двадцатого века, плохо укладывается в голове: городские власти приняли решение строить новый стадион на месте исторического кладбища. Известный краевед Павел ЖУКОВ был тогда ребенком.
- Помню, как маленький ходил с бабушкой в церковь через христианский погост, - делится он. - Было ли мне страшно? Нет! Не было страха, когда трактора, копая котлован под стадион, разрушали старинные захоронения. Мальчишек тянуло как магнитом на насыпи из земли, человеческих останков и досок гробов! Что взять с детей? Ты же сама рассказывала, как твоя мама вспоминала: ее одноклассница-отличница раскручивала над головой череп за длинную толстую рыжую косу! Осознание того, что свершилось святотатство, бесчеловечное преступление против тех, кто стоял у истоков основания Семипалатинска, пришло позже...
Эксгумация останков с последующим перезахоронением сразу не входила в планы совдеповцев. Прах основателей города, как мусор, сбрасывали на свалку! А надгробными плитами... вымостили улицу Горького в центре города. Мой отец, переехав из Харькова в Семипалатинск в начале 70-х, испытал шок, когда под ногами разглядел надпись “Здесь покоится прах рабы Божьей Екатерины Петровой, в девичестве Власовой”. Были там и купец второй гильдии, и мещанин, и статский советник... Именно отец показал мне могильный камень на углу у частного дома напротив стадиона. Он еще долго там лежал...
Впрочем, после возведения “Спартака” значительная часть погребенных оставалась в земле. Перед стадионом раскинулась громадная асфальтированная площадь. В советское время там устраивались сельскохозяйственные ярмарки. С конца 90-х обосновался авторынок под открытым небом. Интересно: кто-то задумывался о том, что ходит по могилам? Сровняв холмики с землей, захоронения закатали под толщу асфальта.
Павел Жуков указывает на пус­тырь между глухой стеной стадиона и бывшим парком:
- В этой части кладбища были самые богатые склепы. Предположительно здесь покоится... легендарный строитель новой Семипалатинской крепости инженер-капитан Иван Григорьевич АНДРЕЕВ, умерший 28 апреля 1824 года! В советское время тут собирались копать котлованы под бассейн и легкоатлетический манеж. Но в последний момент что-то расстроилось. Поэтому захоронения сохранились.
 Долгое время практически непотревоженными оставались и останки на той территории старого кладбища, где сразу после открытия “Спартака” разбили парк имени Мухтара Ауззова. Но еще задолго до развала Союза он оказался заброшенным. А в конце 90-х старожилы забили тревогу: в парке вырубаются деревья и кипит стройка! Под частные коттеджи рыли котлованы. Причем ни рабочих, ни заказчиков абсолютно не смущали разрытые скелеты себе подобных! Черепа и кости валялись повсюду.
- В прессе поднялся шум, - вздыхает Павел Жуков. - Но напрасно настоятель Воскресенской церк­ви отец Федор пытался донести до этих людей прописную истину: на кладбище нельзя строить! Нельзя жить на человеческих костях! Это противоречит любой религии! Это не только кощунственно, противозаконно, но еще и смертельно опас­но. Ладно, ты атеист, не боишься потревожить покой духа умерших, не веришь в призраки. Но страх за свою жизнь и жизнь своих близких никто не отменял!

По словам краеведа, опас­ность не надуманная. На старом кладбище, существующем с середины XVIII века, последние захоронения велись всю Великую Отечественную войну, когда случались вспышки заразных заболеваний. Никто не даст никакой гарантии, что именно под твоим домом не похоронен человек с опасной вирусной инфекцией! Это еще хорошо, что коттеджи подключены к центральному водопроводу. Но вдруг кто-то захочет соригинальничать и выроет у себя во дворе колодец? Вода со смертельной бациллой - уж точно не об этом мечтали новоселы...
Между тем застройка парка - не самовольная. Земельные участки застройщикам выделяли органы исполнительной власти. И это несмот­ря на то, что в независимом Казахстане, как и во всем мире, на месте старых кладбищ можно разбивать только парки и скверы. Но разве писан закон тому, кто руководствуется исключительно жаж­дой наживы?
Дома на человеческих костях надолго выпали из поля зрения журналистов, общественников и краеведов. В конце концов, сколько можно стучаться в закрытую дверь? Но тут разгорелся скандал - вездесущие пацанята притащили домой ведра, доверху наполненные людскими черепами и костями! Городская прокуратура оперативно отреагировала на сигнал перепуганных родителей, сообщив журналистам: повода для тревоги нет! Останки усопших вместе с землей привезли строители из  бывшего парка в районе стадиона “Спартак”...
А по-моему, повод для тревоги есть - кощунство продолжается! В бывшем парке имени Мухтара Ауэ­зова от аллеи именных деревьев, названных в честь казахстанских писателей, не осталось и следа. Фундамент памятника, посвященного трем знаменитым силачам из Семипалатинска - Хаджимукану, Василию ЯРКОВУ и Феофану ЛАВРЕНОВУ, - зарос сорняками и завален горами мусора. Теперь он уже не будет построен никогда...
Сказать, что от увиденного остались удручающие впечатления, значит, ничего не сказать. Пустынно, страшно, неуютно, безлюдно. Добротные коттеджи соседствуют с... АЗС, складскими помещениями, пустырями, заросшими сорняком, и стихийными свалками, которые явно не без помощи местных жителей разрастаются угрожающими темпами на месте замороженных строек. Куда смотрят СЭС и другие контролирующие органы? Ведь этот район фактически под боком у городского акимата, где систематически проводятся совещания по санитарной очистке города!

И все так же не дает покоя воп­рос: как можно спокойно спать, зная, что ты со своей семьей живешь на человеческих костях?
- Вопиющий акт вандализма на месте строительства стадиона стал пусковым механизмом для отвратительного явления, поразившего Семей, - заключает краевед Жуков. - Я не знаю ни одного города в Казахстане, где бы так бесчеловечно относились к кладбищам. Ко всем без исключения: еврейскому, мусульманскому, христианскому, закрытым, действующим... Кладбища зарастают мусором, их никто не охраняет. Они не огорожены, для посетителей не создается элементарных условий, нет воды. Люди в массовом порядке не могут найти могилы родственников! Захоронения ведутся хаотично, стихийно... Много безы­мянных  могил... Как прервать порочный круг? Покаяться, признать, что нельзя перечеркивать историю, нельзя все начинать с нуля. Не будешь помнить и чтить предков, тебя самого забудут на следующий день. Для начала неплохо было бы поставить мемориальный знак на месте варварски уничтоженного кладбища. Но я даже на это не наде­юсь...

Павел Жуков показывает на место захоронения капитана Андреева.

Коттеджи соседствуют со свалками.

Милана Гузеева, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть