6326

Вот так номер!

В Казахстане намерены распрощаться с мобильным рабством

В правительстве намедни подтвердили планы по запуску услуги о возможности переноса номеров мобильных телефонов одного оператора к другому - проект Mobile Number Portability (MNP). Согласно замыслу уже в 2015 году казахстанцы смогут менять сотового оператора, сохраняя свой полный - десятизначный - номер телефона. Что это за услуга и зачем ее нужно внедрять?

В целях усиления конкуренции на рынке сотовой связи мы начали работу по внедрению переносимости номера в сетях сотовой связи, и мы ожидаем, что абоненты в Казахстане могут воспользоваться данной услугой уже в 2015 году, - заявил 15 июля первый вице-премьер Бакытжан САГИНТАЕВ в ходе заседания 49-го совета глав администраций связи регионального содружества в области связи и 20-го координационного совета государств - участников СНГ по информатизации при РСС.
Кстати, первоначально услугу переноса мобильных номеров планировали внедрить в пилотном режиме в Астане уже в текущем году, о чем в минувшем мае говорил вице-министр транспорта и коммуникаций Сакен САРСЕНОВ. Отказались ли в правительстве от первоначального плана, непонятно. Впрочем, до нового года остается всего 5 месяцев. А значит, уже совсем скоро в нашей стране останется в прошлом так называемое мобильное рабство.
Казахстан внедряет услугу MNP вслед за Россией: там менять оператора с сохранением номера мобильника стало возможно с 1 декабря 2013 года. Но мы с соседом далеко не впереди планеты всей - более 70 стран мира уже давно отменили у себя мобильное рабство. Более того, в Сингапуре и Гонконге уже запущена услуга full MNP - это когда за абонентом можно закрепить чуть ли не навечно не только номер мобильного, но и обыч­ного стационарного домашнего телефона.
В чем необходимость и пре­имущества MNP? Об этом мы спросили наших экспертов, долгое время проработавших в компаниях связи Казахстана.
- Внедрение MNP сильно катализирует развитие рынка, - считает Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН (на снимке). - У сотовых операторов исчезает административный поводок, который удерживает абонентов. Ни для кого не секрет, что крупная компания при смене мобильного оператора несет большие потери. Нужно как минимум поменять всю поли­графию - ведь номера телефонов указаны на бланках, в документах, листовках, на визитках. А наработанная база клиентов! Этим и пользуются сотовые операторы. Более того, у некоторых операторов есть такие контракты с компаниями, которые запрещают абонентам менять тарифный план! Все это формы удержания. Что же касается конкретного человека, то он настолько привыкает к своему номеру, что даже не представляет себе, как можно его поменять или вообще перейти к другому оператору. Потому что он боится потерять свои связи! С внедрением MNP такая зависимость отпадет.
И еще любопытный момент, добавляет Халыкберген. Казахстан и, пожалуй, Армения - одни из немногих стран, где номера покупают по эффектности сочетания цифр, а не по приемлемости тарифного плана.
По словам нашего эксперта, внедрение MNP в первую очередь невыгодно крупным сотовым операторам, которые давно работают на рынке. Ведь теперь их давние клиенты, которым порой приходится мириться с высокими тарифами, легко смогут уйти к более дешевому оператору, не рискуя лишиться старого номера.
- Дать людям право воспользоваться своим телефонным номером так, как они считают нужным, - это логичный шаг в сторону защиты прав потребителей со стороны государства, - поддерживает мобильный настрой правительства другой наш эксперт Юрий ДОРОХОВ (на снимке). - Никто ведь не запрещает нам ремонтировать машину на разных СТО или заправляться на различных АЗС. Так же и с мобильными номерами. А привязка номера к конкретному оператору - это антиконкурентный фактор.
Что касается затрат операторов на внедрение MNP, то они, по мнению экспертов, сравнительно небольшие. По словам Нуркена Халыкбергена, в России проект обошелся в общую сумму около 10 млн. долларов. С точки зрения инвестиций для операторов это не самые большие деньги.
- Практически все они приспособятся и выживут в новых условиях, - полагает Юрий Дорохов. - Опыт других стран показывает, что введение MNP не привело к банкротству ни одного сотового оператора. У них высокая доходность бизнеса, поэтому не думаю, что MNP для них будет большой проблемой. Просто операторам больше придется уделять внимания таким аспектам, как качество покрытия сети, уровень предоставления сервиса, тарифы. А это только на руку абонентам.
Впрочем, при внедрении MNP могут возникнуть и некоторые проблемы. Например, абоненты будут путаться, куда звонят - на номер своей сети или чужой. Ведь фактически у каждого оператора существуют льготные и безлимитные тарифы на звонки внутри своей сети. А снижать стоимость звонка на номера других операторов мешает так называемая ставка интерконнекта. Это тариф, который платит один оператор другому за соединение абонента с телефоном чужой сети. И хотя ставка интерконнекта снижается в последние годы в Казахстане, она все равно продолжает оставаться довольно высокой - около 11 тенге за каждый звонок.
Но наши эксперты и здесь видят сплошные плюсы.
- При введении MNP возможен поток гневных возмущений абонентов из разряда “Я звоню на свою сеть, а попадаю на чужую!”. Во избежание этого операторы будут вынуждены быстрее снижать ставку интерконнекта, - уверен Нуркен Халыкберген.
- Это приведет к тому, что цены на звонки внутри и за пределами своей сети будут сближаться, - добавляет Юрий Дорохов.
Что касается спроса на MNP, то в одних странах, в частности в Финляндии, Гонконге, в первые годы работы услуги “миграция” абонентов достигала уровня 30 процентов от общего количества пользователей мобильной связи, в других за все время ее действия до половины абонентов и даже больше перешли к другому оператору.
Что же касается длительности процесса переноса номера от одного оператора к другому, то в мировой практике есть разные примеры. В Швейцарии, Пакистане, Словакии и Мексике это может занять от одной до трех недель, а в Австралии, Канаде, Израиле и США - меньше трех часов. При этом за перенос номера в Индии абонент не платит ничего, в Бразилии - 4 доллара, в Финляндии - 9 евро.
В России процедура переноса номера занимает не менее 10 дней и “весит” 100 рублей, то есть около 530 тенге. Сменить оператора там можно не чаще, чем один раз в полгода. За первые пять месяцев действия услуги общее количество заявок на перенос номера там превысило 331 тысячу - при том, что количество действующих сим-карт в РФ - более 240 млн. То есть меньше одного процента абонентов решили воспользоваться MNP.
А что же думают о внедрении MNP отечественные операторы мобильной связи? Эти вопросы мы задали всем четырем игрокам казахстанского рынка. К сожалению, в положенный по закону на ответы журналистам трехдневный срок уложились только сотрудники двух операторов.
Так, в Tele2 нам сообщили, что активно приветствуют этот проект, поскольку считают, что он даст большую свободу абонентам, а компания технически уже готова предоставить такую услугу.
Директор по корпоративным коммуникациям Beeline Алексей БЕНДЗЬ также говорит, что его компания готова и морально, и технически к внедрению услуги. Главное - чтобы при запуске MNP был использован лучший мировой опыт.
- Мы не ожидаем, что внедрение MNP значительно скажется на нашем бизнесе. Оттока абонентов мы точно не ожидаем, - подчеркнул Бендзь.
Судя по различным выступлениям руководителей двух других компаний мобильной связи - “Кселл” и “Алтел”, они тоже не против запуска MNP в Казахстане и не видят в услуге серьезной угрозы их бизнесу.
Что ж, пусть так оно и будет. Для нас, обывателей и потребителей-любителей, главное - чтобы в нашей стране эта услуга была внедрена как можно скорее!

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и из личного архива Юрия ДОРОХОВА и Нуркена ХАЛЫКБЕРГЕНА, Алматы

Поделиться
Класснуть