Икра по-крупному
В своем проекте антикоррупционной стратегии до 2025 года наши финполовцы еще только предложили ввести санкции за недонесение о коррупционном преступлении (см. “Стук - это не по-нашему!”, “Время” от 19.4.2014 г.), а работницы республиканского государственного коммунального предприятия “Петропавловский рыбопитомник” уже убедились, чем могут быть чреваты жалобы на начальство. После заявлений о нарушениях законов на их предприятии на головы жалобщиц сразу же посыпались всевозможные репрессии.
До недавнего времени петропавловский рыбопитомник считался образцово-показательным объектом, куда руководство области водило высоких гостей во время их визитов. Однако по заявлениям работниц рыбопитомника, написанным ими недавно в прокуратуру, управление труда и соцзащиты, а также в финансовую полицию, положение дел на этом предприятии предстало совсем в другом свете.
По словам женщин, посмевших жаловаться на свое руководство, на самом-то деле у них на производстве чего только нет! Нет ни противопожарной безопасности, ни спецодежды, ни оплаты за работу в праздничные и выходные дни и нет даже телефона в дежурке, чтобы сообщить соответствующим службам, если что-нибудь случится. Зато есть мертвые души и липовая отчетность в показателях, а на территории государственного предприятия, как следует из их заявлений, стоит частный дом директора рыбопитомника Юрия ПОВОРОЗНЮКА с его личным цехом по производству рыбы. И это частное производство в отличие от государственного обеспечено, по словам инженера-рыбовода Натальи ЛОЩИНСКОЙ (на снимке слева), по последнему слову техники:
- В цехах РГКП “Петропавловский рыбопитомник” все оборудование старое, давно списанное! Колбы для икры то и дело лопаются от старости, а их стоимость потом высчитывают из нашей зарплаты. Зато в цеху у директора стоит новое оборудование, и обеспечивается он икрой в первую очередь. Бензин и дизтопливо списываются в личных целях, дамбы, как и все предприятие, нуждаются в ремонте, но куда деваются деньги, выделяемые на это государством, не известно. Водонапорная башня, которую поменяли в 2012 году, не соответствует своей реальной стоимости, а старую башню директор сдал в металлолом, и куда ушли деньги за нее, также никто не знает. Оборудование, которое закупалось в химическую лабораторию, является подержанным, но оформлено при этом как новое.
К работникам предприятия, которые и раньше пытались поднимать эти вопросы, меры, по словам Евгении ГОЛОЛОБОВОЙ (на снимке справа), руководством рыбопитомника предпринимались крутые:
- Заведующая цехом Людмила ВОЛКОВА на собрании заставляла коллектив подписывать докладные на самых активных, угрожая увольнением с работы. Я записала все это на диктофон, а сейчас мне говорят, что я сделала эти записи в нарушение закона! После наших первых обращений в местные СМИ, прокуратуру и инспекцию по труду, что мы работаем сутками, но нам не платят за переработку и труд в праздничные и выходные дни, нас сразу же перевели на смены по 12 часов. Но старый журнал графиков остался, и меня в финансовой полиции попросили его им предоставить как доказательство, что я и сделала. В результате руководство рыбопитомника написало на меня заявление в УВД Петропавловска о том, что я… похитила документацию! На Лощинскую они написали заявление, будто бы у нее в трудовой книжке подделанные подписи и печати. Все это ерунда, конечно, но сейчас нам приходится общаться с полицейскими в роли подозреваемых.
Как выяснилось, еще три года назад местные пожарные обращались в суд с иском о закрытии рыбопитомника за несоответствие нормам противопожарной безопасности. История умалчивает, как руководству предприятия удалось тогда решить эту проблему, но, по словам Натальи Лощинской, в части противопожарной безопасности с тех пор ничего не изменилось:
- По-прежнему нет сигнализации, никто не поменял и отделочные материалы, признанные пожароопасными. Случись пожар, нам даже сообщить об этом будет невозможно, так как в дежурке нашего предприятия, расположенного за городом, нет даже телефона. Нам говорят, чтобы мы в случае чего звонили со своих сотовых телефонов, но тут рядом находятся две колонии, в которых стоят глушилки, и сотовая связь у нас регулярно не работает…
Как заведено у наших чиновников, после заявлений работников рыбопитомника в прокуратуру и финпол директор этого государственного предприятия Юрий Поворознюк скоропостижно занемог. А главный рыбовод РГКП “Петропавловский рыбопитомник” Владимир КУЛЬБАКИН разразился письменным ответом на претензии жалобщиков. Почти весь текст его послания состоит из перечисления заслуг директора Юрия Поворознюка и рассказа о плохих подписантах заявлений (с сохранением орфографии и пунктуации оригинала. - В.М.): ”рыбовод” Лощинская Н.П., “рыбовод” Гололобова Е.А. операторы инкубационного цеха Кобельская Н.Э., Шубина Г.Н. не проявили себя инициативными работницами, не прославили себя новаторскими способностями, не находят времени для усовершенствования своих познаний в овладении своих служебных обязанностей, не утруждают себя тем, чем можно приумножить славу предприятия, зато у этих “героинь” находится время для различного рода анонимок, для внесения раздора в коллектив, в личную жизнь, в общем для всего того что бы навредить стабильной работе предприятия”.
А вот по сути жалоб главный рыбовод Кульбакин оказался лапидарен до неприличия. Единственным его ответом на обвинения в различных фактах коррупции оказались всего несколько слов: “Что касается домика, то это частная собственность и к рыбопитомнику никакого отношения не имеет”. Еще, как выяснилось, господин Кульбакин очень оригинально трактует необходимость соответствия предприятия нормам противопожарной безопасности: “По пожарной безопасности: наше предприятие занимается рыборазведением, и в инкубационном цехе из-за проточной воды сохраняется постоянная влажность”. И все!
Между тем в своем последнем заявлении работников в финансовую полицию они сообщают, что по факту в рыбопитомнике было 70 миллионов икринок, а сейчас осталось только 20 миллионов, и “акты на вывоз личинки отсутствуют. Мы опасаемся, что эту недостачу руководство предприятия будет пытаться списать на нас, и просим как можно быстрее провести проверку”.
К чему приведут проверки в рыбопитомнике, не знает никто, но самые активные заявительницы уже поплатились за свою гражданскую позицию. Евгению Гололобову руководство предприятия отстранило от работы с формулировкой “в связи с утратой доверия”, а Наталья Лощинская вообще была уволена.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО,фото автора, Петропавловск