4352

Игры уран-патриотов

Пока государство ищет дополнительные источники доходов, раз в пятилетку устраивая девальвации, и сокращает расходы на социальные нужды, урезая декретные и повышая пенсионный возраст женщин, отдельно взятая национальная компания не хочет платить налоги в полном объеме. Еще в конце 2012 года налоговый департамент по городу Алматы установил, что акционерное общество “Казатомпром” задолжало государству почти пять миллиардов тенге. Большую часть из этой суммы компания должна была заплатить еще в 2007 году плюс с того времени набежала солидная пеня. При этом “Казатомпром” упорно отказывается возвращать долги и уже больше года судится с налоговиками. Правда, первые три инстанции подтвердили, что урановые деньги все-таки придется вернуть стране.

Крупная налоговая проверка “Казатомпрома” началась еще в 2009 году. Многие помнят, что тогда название отечественного оператора по продаже урана часто мелькало в новостях. Руководитель компании Мухтар ДЖАКИШЕВ был арестован как раз весной того года, а впоследствии осужден на длительный срок за хищения в особо крупных размерах. Законно ли работала компания под его руководством, выясняли проверяющие из нескольких ведомств одновременно, в том числе из Министерства финансов. Период с начала 2007 до конца 2008 года изучали трое специалистов - один из алматинского налогового департамента и еще двое столичных - из налогового комитета министерства. В общей сложности они потратили больше трех лет, чтобы определить, насколько законны были все операции по продаже концентрата природного урана. И им удалось установить, что “Казатомпром” не доплатил в казну более 2 миллиардов 983 миллионов тенге в виде корпоративного подоходного дохода. Ну а затем была приплюсована пеня - один миллиард 914 миллионов, а также административный штраф в размере почти полутора миллиардов тенге. В общей сложности набегает приличная сумма - больше 6 миллиардов тенге.
Так в чем была трудность, почему нельзя было раньше установить, что “Каз­атомпром” где-то что-то не доплатил? А дело все в том, что ураном нельзя торговать как, например, нефтью или газом. Этот товар не выходит на мировые биржи, и стоимость каждой отдельно взятой партии может меняться. Безусловно, есть определенные рыночные ставки, однако при заключении сделок используется не закрепленная цена, а рассчитанная по специальной формуле. А уже в нее закладываются разные показатели - в том числе часть рыночной стоимости. Учитываются и индикаторы консалтинговых агентств. И вроде бы покупатели в 2007 году были солидные - никаких тебе офшоров. Две компании зарегистрированы в США, по одной -
в Китае, Корее, Бельгии, Японии, Германии и Франции. То есть вряд ли со столь серьезными партнерами можно было организовать сделку с двойным дном, когда часть денег шла бы в бюджет, а еще часть - в чьи-то карманы. Хотя, как показывает практика, коррупция сейчас вышла на высокий уровень практически во всех странах, и воруют уже целыми миллиардами долларов. Но в данном конкретном случае речи о коррупции не было. Просто специалисты-налоговики пересчитали все сделки (а заключили их в 2007 году на сумму более 572 миллионов долларов) и сделали заключение: в некоторых случаях отклонение от рыночной цены составляло более 10 процентов. А в качестве примера была приведена фирма Progress Energy Carolinas - при рыночной цене 123 доллара за фунт концентрата природного урана “Казатопром” поставлял этой компании сырье по цене от 9,2 доллара до 15,5 доллара за фунт. Большая разница, не правда ли? Вот за недополученную прибыль и было наложено дополнительное налоговое бремя.
Как известно, “Казатомпром” с 2009 года возглавляет Владимир ШКОЛЬНИК, мечтающий построить первую атомную электростанцию в Казахстане, а может, даже сразу две. И именно при нем в компанию пришел счет на оплату. Конечно, никому не приятно платить за то, к чему ты не имеешь никакого отношения. Но реакция акционерного общества и его руководства была достаточно не­обычной: получив уведомление об уплате налогов, то есть, по сути, о возврате долга народу Казахстана, которому и принадлежит продаваемый компанией уран, в “Каз­атомпроме” решили… судиться с налоговиками! В 2013 году компания официально обратилась в специализированный межрайонный экономический суд города Алматы с требованием признать незаконным начисление дополнительных налоговых отчислений. Дело попало к председательствующему Абдыкариму ЕЛИБАЕВУ. Ему понадобился не один месяц, чтобы разобраться, обоснованны ли претензии налоговиков к акционерному обществу. И главный вопрос, который ему предстояло прояснить, звучал достаточно просто: а кто по-настоящему защищает интересы казахстанцев - фискальный орган, отыскавший пробелы в работе “Казатомпрома”, или национальная компания, торгующая природными ископаемыми по заниженным ценам? В результате судья вынес решение отказать урановому оператору в полном объеме. То есть доначисление миллиардов признано законным и в суде!
Однако “Казатомпром” решил не сдаваться и подал апелляцию. Но и вторая, и третья инстации признали, что решение межрайонного экономического суда было обоснованным. То есть трое экспертов - один из налогового департамента Алматы и двое из налогового комитета Минфина - совершенно правильно использовали методику при расчете цен на урановый концентрат. А вот специалисты компании, которые должны лучше других разбираться, как правильно высчитывать формулы и устанавливать цены, выгодные в первую очередь государству, дали маху. Впрочем, в данном конкретном случае они еще легко отделались. Последний судебный процесс завершился в феврале 2014 года. Если “Казатомпром” не пойдет в Верховный суд, чтобы втянуть в это разбирательство и главный судебный орган страны, то нацкомпании все-таки придется вернуть должок казахстанцам. Ну и согласно Кодексу Республики Казахстан об административных нарушениях заплатить еще и приличный штраф. А ведь налоговики могли принять и более жесткие меры - например, попробовать добиться возбуждения уголовного дела. Статья о неуплате налогов в особо крупном размере в Уголовном кодексе есть, и сроки там прописаны очень серьезные - до 7 лет лишения свободы. И в этом случае судебные процессы вокруг недополученных миллиардов проходили бы в совершенно другой атмосфере.

Михаил КОЗАЧКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть