Экспертная недостаточность
Надежда 30-летнего Руслана УТЕГЕНОВА (на верхнем снимке) на пересадку почки, которая может спасти ему жизнь, тает день ото дня. Его родной брат - единственный потенциальный донор - по роковому стечению обстоятельств оказался под арестом, и следствие ведется далеко не в его пользу. Однако адвокат в ходе изучения материалов дела обнаружил любопытные факты, указывающие на явные нарушения в расследовании.
Об этой непростой истории мы писали недавно (см. “Санкция или жизнь!”, “Время” от 16.01.2014 г.). Вкратце напомним, у Руслана Утегенова терминальная хроническая почечная недостаточность, для избавления от которой необходима пересадка почки. Гемодиализ, на котором сейчас только и держится Руслан, не панацея, более того, он со временем грозит посадить сердце, и тогда трансплантация почки будет вообще противопоказана. Парня может спасти его родной брат Нурбахыт УТЕГЕНОВ (на снимке), который сейчас находится в следственном изоляторе по подозрению в краже 3 миллионов 169 тысяч тенге.
Как рассказал Руслан, это произошло 24 декабря 2013 года на столичном рынке “Шанхай”. В тот день он отправил брата забрать выручку из кассы торговой точки, которую имеет на этом рынке. Нурбахыт вышел из своего “шевроле” и через какое-то время понял, что потерял пульт от машины. Оставив авто открытым, он отошел, чтобы поискать его, но не найдя, вызвал по телефону специалистов. По роковому совпадению в это самое время из сейфа стоявшего примерно в трехстах метрах “мерседеса” похитили
3 миллиона 169 тысяч тенге. Единственный свидетель А. АЙТЕБАЕВ, кстати, знакомый потерпевшего, показал, что видел вора в черной куртке, лицо его было закрыто шарфом. Он побежал вслед за ним и увидел, как вор якобы садится в “шевроле”. После он опознал его… “по глазам и походке”.
- Пусть даже у Нурбахыта походка и глаза отличительные, и поэтому Айтебаев запомнил их. Но ведь тогда он должен был описать цвет, разрез глаз. Непонятно, как можно было увидеть походку, если вор, как утверждает свидетель, убегал? - задается вопросами адвокат Нурбахыта Ергали БЕРЛИБАЕВ (на снимке). - Более того, в своих показаниях Айтебаев указывает, что при преследовании человека, который совершил кражу, он терял его из виду, и это понятно, так как все происходило на рынке, где большое скопление людей. Неясно также, как он в итоге вышел именно к “шевроле” Нурбахыта...
Адвокат считает, что показания свидетеля не являются прямым доказательством вины Утегенова - хотя бы потому, что на момент задержания он был не в черной куртке, а в синей и без шарфа. В обвинительном заключении органы следствия не пояснили, почему при задержании Нурбахыт оказался в куртке другого цвета. Украденные деньги до сих пор не найдены. Кроме того, детализация звонков с сотового телефона Утегенова показала, что в момент кражи - в 15 часов 30 минут - он вел переговоры. Трудно представить, как человек может совмещать вскрытие сейфа и говорить по телефону.
Да, отпечатки пальцев Нурбахыта и тех, что сняты с сейфа в “мерседесе” - идентичны. Но, как отмечает Ергали Берлибаев, в протоколе осмотра места происшествия, снятии отпечатков пальцев и в справке о пригодности их для исследования стоит фамилия криминалиста
С. КОЙШУБАЕВА. Однако в обоих документах его фамилия написана по-разному. Так, в справке он
С. КойшУбаев, в протоколе на первой странице - С. КойшЕбаев, а на третьей - С. КойшИбаев. Но самое главное, отличаются его подписи, что видно невооруженным глазом.
- Вы когда-нибудь видели, чтобы криминалист - человек, который подписывает важнейшие документы - имел три варианта подписей? Думаю, Койшубаев вовсе не участвовал в осмотре места происшествия и снятии отпечатков пальцев, поэтому здесь, скорее всего, имеет место фальсификация, - полагает Ергали Берлибаев.
Он также заметил важную деталь на фотодокументах, снятых в день кражи и спустя сутки. Так, судя по снимку от 24 декабря, на сейфе ничего не лежало, а 25 декабря, как показывает снимок, на нем появилась вязаная вещь.
- Есть расписка потерпевшего о том, что он в течение 24 часов обязуется доставить автомобиль в теплый бокс. Полицейские не имели права допускать кого-то в машину, двери ее должны были опечатать. Это явные нарушения правоохранительных органов, - утверждает адвокат.
Защитник уже подал ходатайство в прокуратуру Алматинского района Астаны с просьбой возбудить уголовное дело на должностных лиц органов следствия. Действительно, прокурору есть что исследовать. Хотя бы то, как в протоколе осмотра места происшествия могли появиться разные подписи одного криминалиста. А ведь от этого важнейшего документа зависит судьба Нурбахыта Утегенова - единственного человека, который может спасти сейчас жизнь своего брата Руслана.
Лэйла БАСАРОВА,фото автора, Астана
P.S. Как долго будет тянуться следствие - одному богу известно. Ясно одно: драгоценное для Руслана время безвозвратно уходит. Однако сейчас никто не задается вопросом: а стоит ли вся эта экспертно-юридическая возня жизни ни в чем не повинного человека?..