Лапша на уши по-флотски
Андрей Питерсков (в центре): век зарплаты не видать.
Сорок уральских речников обратились в редакцию газеты “Время” с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся на их предприятии - ТОО “Флот”. Рабочие утверждают, что помочь им не смогли ни в департаменте труда, ни в прокуратуре, ни даже в суде.
Вот уже четвертый год работяги фактически не получают зарплату. При этом все они во время навигации ходят в рейсы, добывают и доставляют песчано-гравийную смесь (ПГС). Словом, делают свою обычную работу. Средства, вырученные за продажу ПГС, исправно поступают предприятию, однако затем мифическим образом исчезают.
Проблемы у работников “Флота” начались еще в середине “нулевых”. Мощное предприятие “УралРечФлот” прекратило тогда свое существование, сменив название на более скромное - ТОО “Флот”. Его учредителем стала Алия ШАЛЕНОВА - вдова бывшего руководителя ОАО “УралРечФлот”. К слову, сейчас она проживает в Алматы и в Уральске нечастый гость. Исполнительным директором предприятия был назначен Марат ИСПОЛОВ.
- С тех пор как Алия Шаленова стала учредителем, нам перестали нормально выдавать зарплату, - рассказывает один из работников Андрей ПИТЕРСКОВ. - Бывает, отдадут какую-то часть и заводят старую пластинку: “Ребята, давайте работать, нужно доверять друг другу”. Ну мы им доверяли, пока терпение не лопнуло. Сколько же можно?!
В июле прошлого года в ТОО появился новый директор - Бисембай КАДЫРОВ.
- Когда он пришел, сказал, что если мы будем нормально работать в этом сезоне, то он потихоньку будет гасить и старые долги, и платить за 2013 год, - продолжает Андрей Питерсков. - Мы с мужиками опять поверили. Да, собственно, нам уже и деваться было некуда.
Однако положение так и не изменилось: долги перед работниками продолжали расти. В ситуацию вмешались Западно-Казахстанская областная прокуратура и местный департамент труда - счета предприятия закрыли, и началась проверка. Тогда руководство ТОО “Флот” сделало “финт ушами” и всем скопом перевело своих работников во вновь созданную фирму - ТОО “Техносила LTD”. Его возглавил Бисембай Кадыров, передав должность директора ТОО “Флот” обратно Марату Исполову. Всем работникам в добровольно-принудительной форме предложили написать два заявления: в ТОО “Флот” - с просьбой об отпуске без содержания и в ТОО “Техносила LTD” - о принятии на работу. Цели при этом, по словам Бисембая Кадырова, преследовались самые благие.
- ТОО “Техносила LTD” взяло в аренду территорию и мощности “Флота”, - объяснил он “Времени” свои грандиозные замыслы. - Фирма, работая в навигацию, могла бы платить и зарплату работникам, и за аренду предприятию “Флот”, которое, в свою очередь, гасило бы свои долги, в том числе по зарплате.
Однако что-то не срослось. Навигацию речники отработали, причем грузов перевезли не меньше, чем обычно. А вот денег так и не получили.
- Мы с начала работы в “Техносиле” перевезли не меньше 55 тысяч тонн ПГС, - говорят рабочие. - Где эти деньги? Кому их отдали?
- Ну что вы, они ошибаются, - отвечает на это Бисембай Кадыров. - Они за все время привезли не больше 25 тысяч тонн.
- Неужели опытные речники могли так сильно ошибиться?
- Конечно, могли!
При этом директор ни разу не показал ни одного документа. На все вопросы, касающиеся бухгалтерии, реальных объемов работы, он лишь разводит руками, ссылаясь на необходимость посоветоваться с учредителем. Между тем у капитанов есть судовые журналы, в которых четко прописано, сколько ПГС, куда и когда было доставлено. И, судя по этим записям, директор, мягко говоря, лукавит, рассказывая об объемах проделанной работы.
И, наконец, последний на сегодня прожект ТОО “Техносила LTD” - так называемый целевой рейс.
- Когда мы начали искать пути решения вопроса по зарплате, работники предложили свой вариант: они привезут партию ПГС и продадут ее определенным фирмам, - сообщил “Времени” помощник транспортного прокурора по Западно-Казахстанской области Канат ДИСАЛИЕВ. - Привезли чуть больше чем на 4 млн. тенге. Скоро они свои деньги получат.
Однако не тут-то было. Объясняя, куда делись деньги за реализацию тех 25 тысяч тонн ПГС и за целевой рейс, директор ТОО “Техносила” Бисембай Кадыров рассказал, что на этот раз его подвели госбюджет и... душевная доброта.
- Предприятия, которые взяли у нас ПГС, до сих пор не расплатились, - поведал он “Времени”. - А им, в свою очередь, бюджет еще не перечислил. А те средства, которые получали до этого, да, моя ошибка - я их отдал людям, которые приходили ко мне. Уволенные там, на пенсии которые... Потом еще солярку покупали.
По словам рабочих, сегодня им должны два предприятия: около 12 млн. висит на ТОО “Флот” и больше 5 млн. остается за ТОО “Техносила LTD”. Зарплату выплачивают частично и только после того, как речники, что называется, начинают гнать волну.
- Когда совсем накипит, мы собираемся, приглашаем журналистов, - рассказывают мужчины. - Буча поднимется, нам по несколько тысяч выплатят, а потом снова все идет по-старому.
Кроме того, ТОО “Флот” с 2011-го, а ТОО “Техносила LTD” c июля прошлого года не переводили на счета рабочих пенсионные отчисления, не отправляли алименты и не выплачивали банкам кредиты. Хотя из зарплат все эти суммы высчитывали регулярно.
- Из тех денег, которые мне выдавали, всегда вычитали сумму кредита. Но банку эти деньги не перечисляли, - возмущается моторист Александр КАРТАШОВ. - В итоге меня как злостного должника никуда из страны не выпускают. Случись сейчас что с моим старшим братом или сестрой - они в России живут, я даже не смогу туда проехать. Вон у мужиков алименты высчитывают, а до детей ни копейки не доходит. Про пенсионные вообще молчим. По справке областной прокуратуры ТОО “Флот” нам задолжало около
7 млн. тенге пенсионных начислений. С пеней там около 8 млн. получается. И ведь все деньги с наших зарплат снимают. А вот куда они потом деваются?
Впрочем, куда уплывают деньги, рабочие догадываются. По их словам, полученные суммы, минуя надлежащее оформление, налоговые отчисления и прочая и прочая, оседают в карманах директоров и учредителя.
Речники написали множество писем в местный департамент труда, областную и транспортную прокуратуры, пытались даже подавать в суд - тщетно.
- Мы держим эту ситуацию на контроле, - сообщил заместитель уральского транспортного прокурора Денис ВОЕВОДКИН. - Руководство ТОО “Техносила LTD” в прошлом году мы привлекли к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и невыплату зарплаты. А в ТОО “Флот”, насколько мне известно, вопрос с зарплатой решен.
- Но рабочие утверждают, что им не выплатили 12 млн. тенге, да и “Техносила LTD”, несмотря на ваши штрафы, по-прежнему не платит людям зарплату. Как долго вы собираетесь “держать эту ситуацию на контроле”?
- Если в ближайшее время ситуация не изменится, мы будем согласовывать вопрос со своим руководством, - последовал расплывчатый ответ.
- Это просто вопиющая ситуация, - комментирует проблему речников юрист Шакир СУХАНБЕРДИН (на снимке). - Работодатели совершенно бесцеремонно нарушают сразу несколько законов. При этом контролирующие органы фактически ограничиваются лишь тем, что грозят пальчиком.
Потеряв всякую надежду на справедливость, речники намерены ухватиться за последнюю для них соломинку - направить грозное коллективное письмо в областной департамент финансовой полиции.
Канат Дисалиев (слева) и Бисембай Кадыров.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск