После сборки доработать напильником
Уже с 1 января 2014 года российские и белорусские товары получат возможность участвовать в казахстанских государственных тендерах - партнеров по Таможенному союзу официально допускают к госзакупкам. Можно долго спорить, хорошо это или плохо для отечественных производителей, но одно ясно уже сейчас - кое-кому здоровая конкуренция явно пойдет на пользу. В числе тех, кому не помешало бы улучшить качество производимой продукции, казахстанский автопром. В течение всего 2013 года государственные предприятия имели право закупать автомобилитолько местной сборки. Неплохо берут казахстанские автомобили и обычные граждане. Вот только далеко не все остаются довольными соотношением “цена - качество”.
Алматинец Андрей ДОВГАЛЬ - один из тех, кто совсем недавно решился сменить проверенную временем праворульную иномарку на что-нибудь новенькое. Благо выбор в салонах сейчас солидный - были бы деньги. Отсмотрев вместе с супругой несколько разных авто, остановился на машине отечественной сборки. Выбирал между “шевроле”, КИА и “шкодой” - благо все три марки делают в Усть-Каменогорске. В итоге взял “шкоду рапид” в рассрочку - из 3,5 миллиона тенге внес предоплату 60 процентов. Остальное надо выплатить в течение 2 лет.
- Честно скажу, был в восторге от автомобиля, - говорит Андрей. - На тест-драйве был удивлен резвости нового “железного коня”. К сожалению, практически сразу заметил, что автоматическая коробка скоростей работает не так, как надо. Поскольку автомобиль совершенно новый, поехал на станцию техобслуживания, где должны делать гарантийный ремонт…
В компании “БИПЭК Авто”, которая занимается продажей и обслуживанием отечественных авто, собранных на заводе “Азия-Авто”, Андрею пообещали, что приведут его “рапид” в порядок буквально за считаные часы. И для начала поменяли сцепление, но проблему решить не удалось. После этого пришел черед менять мехатроник - и это не помогло. Наконец, после того как в абсолютно новом автомобиле с пробегом 300 км сменили автоматическую коробку, машина поехала нормально. Но нервов своему хозяину потрепала прилично…
- Мне нравится автомобиль, но сервис явно оставляет желать лучшего, - резюмирует Андрей Довгаль. - В общей сложности ушел почти месяц, чтобы заменить один узел. И что удивило - механики постоянно советуются по ремонту то с заводом-изготовителем, то с коллегами из Чехии. Хотя, на мой взгляд, если у покупателя есть такие претензии, то продавец должен либо менять автомобиль, либо производить работы оперативно. Я знаю, что другие компании даже предоставляют другую машину на время гарантийного ремонта. Но в нашем случае ушел целый месяц на то, чтобы привести совершенно новое авто в рабочее состояние.
Андрей Довгаль и не знает, что ему в некотором роде повезло - жалоб на “шкоды” и их ремонт уже так много, что владельцы этих автомобилей всерьез обсуждают на специализированных форумах идею создания инициативной группы или общественной организации, которая бы защищала их права в спорах с производителем.
К сожалению, претензии есть и к другим маркам авто, собранным на заводе “Азия-Авто”. Жительнице Усть-Каменогорска Светлане АНТРОПОВОЙ уже больше года приходится доказывать, что ее “шевроле круз” работает не лучшим образом. 3 миллиона 350 тысяч тенге были потрачены на новый автомобиль. А ездит он так, словно уже был в употреблении у не самого заботливого хозяина!
- Нареканий было очень много, - рассказывает Светлана. - Как только я села за руль, заметила, что гидроусилитель работает плохо. Едешь - машина скрипит, стучат задние стойки, сильно шумит двигатель. И в целом множество лишних звуков - скрипы, стуки, хруст, особенно в задней части кузова. Разве это можно назвать новым автомобилем?
За помощью женщина обратилась в общество защиты прав потребителей “Альянс”. Юристы, хорошо знающие законодательство, были уверены, что особых проблем с заменой товара или возвратом денег быть не должно. Тем более в их практике “Азия-Авто” и “БИПЭК Авто” фигурируют регулярно. Однако в этот раз все пошло не так.
- Мы обратились к продавцу - компании “БИПЭК Авто” - с досудебной претензией, - вспоминает юрист Александра ТРЯКИНА. - Поскольку продавец категорически отказался возвращать деньги, решили идти в суд. Как раз в конце 2012 года началось разбирательство. И оно не завершено до сих пор! Процесс уже шел к своему логическому концу, назначались экспертизы, стороны выступали со своими аргументами. И тут вдруг представители “БИПЭКа”
заявили, что претензии надо предъявлять не продавцу, а заводу-изготовителю. И действительно, договор о купле-продаже автомобиля составлен таким образом, что потребитель может обращаться и в “БИПЭК Авто”, и в “Азия-Авто”. И в результате определить, кто несет ответственность, не так уж и просто. И вот таких юридических уловок производитель и продавец автомобилей применяют множество. Ведь юристы “БИПЭК Авто”, куда мы обратились с досудебной претензией, могли сразу перенаправить нас на завод, однако предпочли затянуть разбирательство.
Еще один немаловажный фактор: в Усть-Каменогорске нет сертифицированной экспертизы, которая была бы уполномочена Министерством юстиции проводить исследования в спорных вопросах по автомобилям. Один эксперт есть - но он оценивает состояние техники чисто визуально, чаще всего в случаях ДТП. Именно поэтому судья, занимающийся столь непростым процессом, принял решение разобрать автомобиль и осмотреть состояние всех его узлов.
- Ощущение, что юристы ответчика любой ценой пытаются затянуть процесс и запутать судью, - говорит Светлана Антропова. - Экспертизу назначают - они ее не признают. Вот сейчас будут разбирать авто в присутствии судьи, но не факт, что потом соберут его так, как надо.
Светлана Антропова - не единственный недовольный потребитель отечественного автопрома. Только в этом году на заводе “Азия-Авто” подавали в суд пять раз, и во всех случаях покупатели добились замены автомобилей. Так почему же ее “шевроле круз” такой особенный?
- Дело в том, что наш доверитель требует не замены авто, а возврата полной стоимости машины и разрыва договора, - объясняет юрист Александра Трякина. - А вот отдавать деньги ни “БИПЭК Авто”, ни “Азия-Авто” не хотят. Хотя меня лично удивляет такое отношение. Чем отличается автомобиль от любой другой техники? Если вы недовольны работой купленного телевизора, стиральной машины, пылесоса, то продавец вернет вам деньги и будет разбираться, из-за чего возник дефект. Так требует Закон “О защите прав потребителей”. Но в случае с автомобилем он, получается, не работает.
Что же можно посоветовать тем, кто все-таки рискнет связать свою судьбу с автомобилем казахстанской сборки и окажется в такой же ситуации, как Андрей Довгаль или Светлана Антропова? Депутат мажилиса Светлана РОМАНОВСКАЯ, посвятившая жизнь борьбе за права потребителей, дает универсальный совет: ни за что не сдаваться!
- Если вас не устраивает качество приобретенного товара, то нет никакой разницы, утюг это или автомобиль, - объясняет мажилисвумен. - Ищите консультанта в своем городе, обращайтесь в общества защиты прав потребителей. В Усть-Каменогорске, кстати, есть и наши сотрудники. Если потребуется - идите в суд и требуйте назначения независимой экспертизы. А уже эксперт определит, был ли бракован товар или нет. Я всем говорю одно и то же: нужно бороться за свои права и требовать соблюдения законов!
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта idrive.kz, Алматы