5658

То канава, то яма

В Северном Казахстане дороги разрушаются быстрее, чем их успевают ремонтировать. Такие неутешительные выводы были сделаны на совещании с министром транспорта и коммуникаций РК Аскаром ЖУМАГАЛИЕВЫМ (на снимке - справа), которое аким Северо-Казах­станской области Самат ЕСКЕНДИРОВ (на снимке - слева) провел 13 ноября в Петропавловске. 

О том, что безопасность дорожного движения напрямую зависит от качества дорог, докладывал новый руководитель ДВД Северо-Казахстанской области Ахан КАЖКЕНОВ. По его словам, в регионе около шестисот километров дорог находится в стадии разрушения, а еще 453 километра имеют различные дефекты. Столь скромные цифры объяснялись тем, что речь в этой части доклада шла только об обследовании полутора тысяч километров дорог международного и республиканского значения. Качество местных дорог вообще лучше было бы не затрагивать, потому как все они больше похожи на полигон для краш-тестов. О причинах такого положения дел аким области Ескендиров упомянул вскользь, вспомнив неких не названных им подрядчиков, которых приходится по три раза заставлять переделывать работы.
Между тем люди, знакомые с проб­лемой изнутри, уверяют, что ситуация с дорогами не изменится, пока не будет должной проверки качества при приемке работ на каждом их этапе, а также неусыпного контроля за самими проверяющими. Недавно житель Петропавловска Андрей КОЛЕСНИКОВ (на снимке) рассказывал, как на практике отмывают средства в дорожно-строительном бизнесе и куда они идут:
- Несколько лет я был помощником владельца ТОО “Титан-Север” Гарика БЕРНЕЦЯНА, которому неизменно доставались самые вкусные заказы по реконструкции и строительству местных дорог. Сам он в ТОО не светился, учредителем значилась его жена, директором - ее отец. С 2008 года мы неизменно побеждали на тендерах, получая по два, три миллиарда тенге и более ежегодно. Каждый раз после перечисления очередного транша я шел в банк, обналичивал деньги, покупал от 3 до 5 миллионов долларов США и отдавал их Бернецяну (см. “С большой дороги”, “Время” от 13.6.2013 г.).
После публикации материала прокуратура инициировала проверку, которую поручила провести финансовой полиции. И Колесников дал финполовцам подробные показания:
- Я рассказал им, как вместе с теневым бухгалтером ТОО “Титан-Север” Галиной ЦУКРОВОЙ и директором Альбертом АГАФОНОВЫМ мы снимали в банках по 300-400 миллионов тенге после каждого транша. Доверенности выписывались на меня и директора, в одном банке мы снимали тенге, у меня весь микроавтобус сумками с деньгами был забит, а в другом я как физическое лицо менял их на доллары. Подтверждающие документы у меня остались. Доллары отвозили Бернецяну, часть этих денег потом уходила чиновнику, имя которого было на слуху у всех, кто сталкивался с дорожным строительством. Один раз я и сам передавал ему пакеты с банковскими упаковками.
Андрей Колесников поведал, что воровство средств шло за счет экономии расходов:
- Воровали на песке, о чем я также подробно рассказал в финансовой полиции. Например, при строительстве дороги КТ-1 сообщением Петерфельд - Новокаменка по условиям тендера его должны были закупать в речпорту. А на самом деле добывался песок в незаконном карьере неподалеку от села Архангелка, рядом с дорогой. Перед каждой проверкой мы штамповали нужные накладные в массовом порядке, и все сходило с рук. Экономия на стоимости песка и его транспортировке получалась фантастическая! Между тем речной песок и карьерный отличаются не только по цвету, но и по качеству, проверить это - плевое дело, достаточно взять анализы и сравнить. И проследить движение средств: перечислялись деньги за песок или нет. Вопрос только - хотят проверяющие это установить или не хотят. Кстати, дармовой песок из нелегального карьера в отличие от речного шел с глиной, и каким образом это скажется потом на проч­ности дорожного полотна, никто не знает.
Дорога КТ-1 сдана в эксплуатацию два года назад, а вот качество работ на ней, похоже, никого до сих пор не интересует. Андрей Колес­ников предоставил в редакцию наглядное доказательство, как на этой дороге, например, укладывали трубы для пропуска воды:
- Установка трубы под дорогой - сложный и дорогостоящий технологический процесс, выделяется на каждую такую трубу несколько десятков миллионов тенге. Вопрос только, как на самом деле все это делается. Например, эта труба (на снимке) возле Архангелки была уложена как попало, дорога над ней сразу просела, а следующей весной вода начала там все размывать. Но ведь кто-то дорогу принимал в экс­плуатацию?! Чтобы спасти положение, Бернецян между трубой и водоемом потом насыпал настоящую дамбу, которую хорошо видно на фото. Теперь вода в трубу попросту не попадает и размыть ничего не может. Но если уровень воды превысит высоту насыпи, она смоет и трубу, и дорогу в этом месте, но никому до этого дела нет…
А еще Андрей Колесников рассказал, как такие трубы укладывались нынешним летом в Уалихановском райо­не:
- Подряд стоимостью 105 миллионов тенге на укладку четырех труб под грунтовой дорогой от села Бидаик до села Удрусское получило ТОО “Алтын алкап”. Учредителем там значится мать жены Бернецяна, директором числится Владимир РОР, сам Бернецян в ТОО никак не светится, но деньги идут ему. По технологии для каж­дой трубы заливается бетонное ложе, она укладывается в специальный каркас, который потом заливается одномомент­но большим объемом бетона. Для этого нужно заказывать несколько миксеров - бетономешалок многотонных - и заливать все сразу. Чтобы сэкономить, Бернецян поставил там четырех рабочих, которые все лето мешали раствор в маленьком корыте и заливали эти трубы какими-то шлепками. Получилось что попало, никакой монолитности. Какой марки они цемент использовали, в какой пропорции раствор лопатами мешали и сколько времени выдержат эти трубы, никто не знает, но вопрос на уровне районной приемки уже решается. Осталось решить приемку на уровне области. Зато после перечис­ления первой части денег за эти работы Бернецян купил два джипа общей стои­мостью свыше двухсот тысяч долларов. Есть у меня и номера этих джипов, если кому интересно…
Пресс-секретарь областного департамента финансовой полиции Нурлан ЖАХИН так прокомментировал ситуацию:
- На данный момент проверка, инициированная прокуратурой после публикации, приостановлена до получения результатов различных экспертиз, после чего будет приниматься соответствующее решение.

 

Дамба справа  от трубы.


Виктор МИРОШНИЧЕНКО,фото автора,Петропавловск

Поделиться
Класснуть