5076

Лепят оправдание

Как в Костанае суд помог деловарам увести деньги из казны

История нескольких лжепредприятий, одно из которых называлось “Алитра” (не путать с пресловутой водочной мерой!), творилась не по пьяной лавочке - наоборот, с трезвым, холодным и циничным расчетом. Иначе ведь дела на сотни миллионов не делаются. Тут и без пол-литры ясно, что уши “деловаров” торчат в этой истории повсюду: судейские, фискальные, прокурорские, а где-то очень высоко - в высоких коридорах власти - можно отыскать уши истинных хозяев предприятия, сумевшего выйти сухим из воды.

Для кого миллионы - не сумма?

По официальным сведениям Минфина, почти 40 миллиардов (!) тенге, не поступивших в казахстанский бюджет в уходящем году, лежат на совести лжебизнеса. Известно, что материалы о недоимках в казну уже переданы в правоохранительные органы. Походя заметим: толку-то? Ведь примеров того, как бюджет теряет деньги, а слуги закона молчат, - валом. Один из последних - просто вопиющий. И мы надеемся, что, прочитав эту статью, делом о предполагаемом уводе от ответственности преступников заинтересуется не только Минфин, но и Генпрокуратура, и Верховный суд. Или 180 миллионов для них - не деньги...
Чтобы установить цепь случившихся событий, мне пришлось долго рыться в архивах - своих и судейских. В процессе этой работы я столкнулся с… недостачей в электронной базе судебных решений ЕАИАС. Словно кто-то старательно вычистил оттуда несколько важных документов. (К счастью, большую их часть я успел сохранить еще в прошлом году - до “зачистки”. Что-то удалось получить минувшим летом благодаря личным связям.)
В январе 2012 года суд № 2 г. Костаная амнистировал Жаслана НУРПЕИСОВА, Марину ПЯСЕЦКУЮ, Ирину ЛЕВИТ и Руслана ХАДЫРКЕЕВА. Эти люди полностью признали себя виновными в лжепредпринимательстве и нанесении крупного ущерба государству. В судебном постановлении перечислены десятки фирм, принимавших участие в бестоварных сделках, и прописаны суммы ущерба от их деятельности (по каждому лжепредприятию он достигал десятков миллионов тенге).
В результате осужденные граждане благодаря амнистии избежали-таки наказания, ну а налоговые органы принялись шерстить тех, кто с помощью преступников уклонялся от платежей в бюджет. В мае 2012-го проверяющие выяснили: благодаря партнерству с лжепредприятиями “Шаржак” и “Алитра” крупная компания “Алюминстрой” сумела неплохо сэкономить. В результате ей были доначислены налоги и предписано выплатить государству 180 миллионов 575 тысяч 168 тенге.

Приговор дешевле денег

Итак, преступники, признавшие вину, осуждены, судебный акт не оспорен, постановление вступило в законную силу. И тут, видимо, заинтересованным лицам стало обидно: как же так? Одним - амнистию, другим - “фигвам”? Короче говоря, “Алюминстрой” начинает борьбу.
Его первая попытка отбиться от 180-миллионного наказания и отменить постановление налогового комитета оказалась безуспешной. Судья специализированного межрайонного экономического суда Бахытказы ОРДАБАЕВ, отказывая в жалобе “Алюминстроя”, подчеркнул: “Вступивший в законную силу приговор обязателен для суда, рассматривающего гражданское дело”, - и подтвердил тем самым требования налоговиков.
Но “Алюминстрой” не сдался. А решение судьи Ордабаева в один прекрасный момент исчезло из базы судебных актов. Впрочем, не только оно: бесполезно искать в электронном хранилище документ от 14 февраля 2013 года - о том, как директор “Алюминстроя” в кассационном порядке добился… изменения судебного постановления об амнистии осужденных преступников. Причем аккурат в той части, которая касалась исключительно сделок с “Алитрой” и “Шаржаком”! Дело было направлено на новое рассмотрение. Что ж, грамотный ход. Аплодисменты!

Виноваты, но... не виноваты!

Уже в апреле 2013-го состоялся новый приговор. Судья суда № 2 г. Костаная Ержан ЧИНГИСОВ оправдал гражданок Левит и Пясецкую “за недоказанностью вины по эпизоду обвинения фиктивных сделок с ТОО “Алюминстрой”.
Что же получается, граждане хорошие? Десятки фактов лжепредпринимательства, сотни подложных счетов-фактур, множество липовых сделок с другими предприятиями - все это правда. И только в случае “Алюминстроя” - “не доказано”, несмотря на полное признание вины осужденными! Если кто хочет своими глазами увидеть, что написано в столь нетривиальном судебном акте, обращайтесь ко мне. В электронной базе ЕАИАС вы его не найдете, вернее, он фигурирует там лишь в виде неработающей ссылки.
Словом, да здравствует наш суд, самый гуманный и самый непредсказуемый суд в мире!..
Как вы думаете, кто-нибудь удивился такому развитию событий? Может, хотя бы прокурор написал гневный протест? Какое там... Смолчали и налоговики. В общем, новый приговор беспрепятственно вступил в законную силу. И тут началось самое интересное.

Кому я должен - пусть заплатят!

14 июня судья Чингисов письменно разъяснил свою позицию по вынесенному приговору: сделки с ТОО “Алюминстрой” отныне следует считать не фиктивными, а действительными. При этом бий упорно твердит только о сделках, совершенных с предприятием “Шаржак”, а об “Алитре” почему-то ни слова. Но это не помешало судье Ордабаеву спустя всего пять дней отменить “по вновь открывшимся обстоятельствам” свое же собственное годичной давности решение об отказе в жалобе “Алюминстроя” на налоговиков. Затем тот же судья Ордабаев признал акт налоговой проверки незаконным, отменил произведенные доначисления и… взыскал с бюджета в пользу “Алюминстроя” 1,4 миллиона тенге! Правда, в требовании стрясти с фискалов еще и 5 тысяч тенге в возмещение морального вреда он бизнесменам отказал. Но чего уж мелочиться! Как говорится, какой там борщ, когда такие дела на кухне!..
Вы будете смеяться, но все вышеперечисленные судебные документы из судейской электронной базы исчезли - как корова языком слизала…
И тут самое время вспомнить о том, что прежде говорили сами лжебизнесмены в судах и во время следствия. Нурпеисов чистосердечно сообщал: в Костанай он приехал из Северо-Казахстанской области, чтобы наладить контакт с Пясецкой, у которой “были клиенты на покупку бухгалтерских документов”. Он передал ей кипу актов, договоров и счетов-фактур, выписанных от имени лжепредприятий в адрес ТОО “Алюминстрой” и прочих бизнес-структур. Пясецкая повинилась, что заплатила за это Нурпеисову. Левит рассказала о таких же контактах и делах с Пясецкой. Все трое полностью признали свою вину и горько каялись. Спрашивается: неужели тогда, в январе 2012 года, они себя оговорили? Кто же их к этому принудил? Их что, пытали с помощью палки и веревки? И главное: почему эти вопросы никого не интересуют?
Очевидно, что подобные истории с оправданием осужденных лжепредпринимателей просто так, сами по себе не случаются. Механизмы движения в структурах правосудия, надзора и контроля часто приводятся в действие исключительно по велению тайных боссов. А они не дураки, чтобы светить свои имена в каких-либо учредительных документах не чужих себе бизнес-формирований.
Ни от кого не ожидая реакции на наши вопросы, отчаянно крикнем вслед за булгаковским персонажем: “Покайся, Иваныч, тебе скидка выйдет!” И совсем уж по-гоголевски заключим с грустью: молчит гнусь, не дает ответа…

Стас КИСЕЛЁВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай

Поделиться
Класснуть