9126

Водный оптимизец

Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК в лице его председателя Ислама АБИШЕВА хочет сэкономить бюджетные средства по госпрограмме “Ак булак” за счет здоровья и, возможно, даже жизни североказахстанцев. Ведь одной из главных причин высокой онкологической заболевае­мости населения области считается именно плохое качество местной воды. Между тем Абишев по собственному хотению и при попустительстве своего непосредственного шефа, министра сельского хозяйства Асылжана МАМЫТБЕКОВА, в нарушение подготовленного специалистами проекта чуть не в три раза сократил количество сел, к которым будет подведен водопровод. Простым росчерком пера он также упразднил резервуары чистой воды возле населенных пунктов, насосные станции и ремонтно-эксплуатационные участки, оставив, собственно, одни лишь водопроводные трубы. Все происходящее председатель комитета назвал оптимизацией.

Наверное, с точки зрения инженера-электрика, коим по профессии является главный водник страны Ислам Абишев, объявленная им оптимизация не лишена здравого смысла. Но вот специалисты-гидростроители буквально хватаются за голову и бомбят жалобами (впрочем, пока безрезультатно) все контролирующие и надзирающие органы страны. Один из них, до выражения своей точки зрения по поводу действий руководства комитета водного хозяйства РК занимавший руководящую должность в Северо-Казахстанском филиале РГП “Есиль су”, обратился с заявлением прямо к председателю общественного совета по борьбе с коррупцией НДП “Нур Отан”. Вот что рассказал газете “Время” ныне безработный Тимур АУБАКИРОВ (на правом снимке):
- Самовольно, без согласования с акиматом области и проектными организациями сокращено количество сельских населенных пунктов, попадающих под программу “Ак булак”, с 722 до 240. Полностью сокращены реконструкция четырех производственных участков, 20 насосных станций, всех резервуаров чистой воды, 14 ремонтно-эксплуатационных участков, уменьшены диаметры водопроводных труб, убраны водонапорные башни.
Таким образом, по словам Тимура Аубакирова, Ислам Абишев хочет уже к концу 2013 года вместо намеченного госпрограммой 2020 года обеспечить северян чистой питьевой водой. Причем, похоже, этот план высокопоставленный чиновник Минсельхоза считает весьма прогрессивным и полезным для страны в целом и бюджета в частности. “Все населенные пункты с числом жителей меньше 200 человек не будут подключаться к магистральному водоводу - слишком затратно”, - махом решает бастык судьбы десятков тысяч североказахстанцев.

Примечательно, что, несмотря на многочисленные жалобы, в результате которых облфинконтролем и департаментом по регулированию естественных монополий СКО были выявлены шокирующие нарушения законов РК, Ислам Абишев остается непотопляемым. В Генеральной прокуратуре находятся материалы проверок, которым не дано никакой правовой оценки.
- Так, комитет по водным ресурсам без проведения конкурса по госзакупкам передал выполнение работ по строительству и реконструкции Булаевского группового водопровода в СКО на сумму 1,9 млрд. тенге своему подразделению РГП “Казводхоз”. Последнее, в свою очередь, выдало доверенность директору филиала “Есиль су” Мейрбеку ЕГЕНОВУ, который, тоже без проведения конкурса по госзакупкам, заключил договоры субподряда с 15 частными аффилированными фирмами руководителей комитета по водным ресурсам, РГП “Казводхоз”, родственников и друзей, - рассказывает Тимур Аубакиров.
Насчет родственников и друзей не нам судить, на то есть компетентные органы, обладающие соответствующими полномочиями и возможностями. Можем только сказать, что и человеку несведущему бросается в глаза, что из 15 субподрядных организаций, привлеченных для реконструкции магистрального водопровода в СКО, только четыре фирмы - местные. Остальные из Астаны, Усть-Каменогорска, Караганды, Атырау, Актобе и Кокшетау. И как только предприниматели из этих городов узнали об укладке нового водопровода на севере Казахстана, если не проводился конкурс с публикацией соответствующего объявления?

Андреас ЗЕЙВАЛЬД, директор фирмы “Ост-Проект”, который с 2009 года выполняет проектные работы по реконструкции магистральных водопроводов в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях, считает, что проводимая чиновниками Минсельхоза политика не что иное, как саботаж и очковтирательство. “Под предлогом оптимизации бюджетных расходов комитет создал идеальную схему для коррупции”, - считает известный предприниматель.
В распоряжении редакции нашей газеты оказалось заявление, которое Андреас Зейвальд адресовал председателю Комитета партийного контроля НДП “Нур Отан” Борану Рахимбекову. “Основным предметом деятельности РГП “Казводхоз” является содержание, эксплуатация, а также обеспечение безопасности водохозяйственных систем и сооружений, находящихся в государственной собственности. Парадоксально то, что РГП “Казводхоз” одновременно исполняет функции заказчика, генподрядчика, технадзора и эксплуатирующей организации по строящимся и проектируемым объектам”, - пишет Андреас Зейвальд.
При этом ни рабочих, ни техники, чтобы, как полагается генподрядчику, выполнить не менее трети работ по укладке труб, у “Казводхоза” нет. Вышеназванные пришлые субподрядчики укладывают трубы в степи как бог на душу положит. А местное водопроводное начальство и понятия не имеет, кто это тут экскаваторами землю роет. Ни проектно-сметной документации, ни договоров они и в глаза не видели, в чем доверчиво сознаются разным проверяющим и контролирующим органам.

Вот и представьте себе картинку. Степь большая, а проект, прошедший госэкспертизу, для экономии упразднен. Так что начальнику местного подразделения РГП “Есиль су” Мейрбеку Егенову ничего не остается, как пальцем на карте показывать, в какую сторону копать. Неудивительно, что на пути таких копателей-трубоукладчиков встречаются разные неожиданности.
- Из-за того что работы проводились без проекта, в районе Магжана Жумабаева на участке Лебяжье - Дайындык чуть не раскопали скотомогильник с сибирской язвой. Хорошо, что пенсионер, бывший санитарный врач, проезжал где-то рядом и увидел. Он сразу позвонил в санэпидстанцию в Петропавловск, и туда сразу выехали санитарные врачи, правоохранительные органы. Все работы тормознули, иначе могло это все плохо кончиться, - рассказывает Тимур Аубакиров.
Окажется ли в следующий раз рядом с горе-копателями такой компетентный и неравнодушный человек? Вряд ли. Водопровод в СКО длиной 4,5 тысячи километров. Эта гигантская водная артерия состоит из четырех групповых водопроводов, которые обеспечивают водой около двух сотен населенных пунктов. Так что бастыкам из комитета есть где разгуляться, экспериментируя на человеческих судьбах. Впрочем, поле для эксперимента, как свидетельствуют представители подрядных организаций, гораздо больше, чем СКО. Такая же ситуация с выполнением госпрограммы “Ак булак” и в соседней Акмолинской, Павлодарской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях. По словам Андреаса Зейвальда, за три года надлежащим образом не введен в эксплуатацию ни один объект водного хозяйства со стопроцентным объемом выполненных работ. Объекты, сданные в эксплуатацию, разваливаются. А почему? Да потому что те, кто управляет водным хозяйством, ничего не смыслят в этом деле.
"В комитете и его подразделениях профильные специалисты составляют 6-8 процентов от всего штата. По каким критериям отбирается штат - непонятно, если председатель комитета - инженер-электрик, его заместители - врач и инженер-строитель”, - пишет Зейвальд в своем заявлении в “Нур Отан”.

Говорить об экономии в условиях, когда государственные миллионы не освоены, сооружения не построены, а люди остаются без чистой питьевой воды, как-то неразумно. Гидростроители говорят, что последствия волюнтаризма высокопоставленных чиновников Минсельхоза скажутся года через три-четыре.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть