Игровое бремя
Поможет ли большая реформа "Таразу" - чемпиону Казахстана 1996 года по футболу - вернуться в Премьер-лигу?
Дидар СЫДЫКБЕК, недавно принявший управление клубом, уже успел сменить главного тренера, зацепиться с Кайратом БОРАНБАЕВЫМ из-за Шерхана КАЛМУРЗЫ и вернуть в команду опытных футболистов Бауыржана БАЙТАНУ, Берика АЙТБАЕВА и Абзала ТАУБАЯ. Чего можно ожидать от "Тараза" в этом сезоне? Об этом мы поговорили с Дидаром Сыдыкбеком.

- Вы прямо заявляете о возвращение команды в Премьер-лигу. В какие сроки и при каких условиях это реально?
- Мы ставим задачу выйти в Премьер-лигу в этом сезоне. Получится или нет - покажет время.
- Есть ли у клуба план Б, если в этом сезоне задача не будет выполнена?
- Можно было бы и не торопиться, но болельщики "Тараза" заждались игр в КПЛ. Если сейчас не получится, то будем пытаться снова и снова. Но не хотелось бы растягивать на три-пять лет. Скоро будет построена академия. И это даст нам больше возможностей.
- Почему было принято решение сменить главного тренера? Что именно вас не устроило? Какими критериями вы руководствовались при выборе нового наставника команды?
- У нас не было в планах менять главного тренера. До этого работал местный специалист, который нас полностью устраивал. Но сейчас нам нужен человек, решающий задачи, и, самое главное, чтобы он был выходцем из таразского футбола. И мы нашли такого человека в лице Руслана ЭСАТОВА.
- Возвращение опытных игроков, ставка на результат здесь и сейчас - не противоречит ли это долгосрочному развитию клуба?
- В принципе, когда решаешь сложные задачи, необходимо, чтобы вокруг молодых футболистов было хотя бы три-четыре опытных спортсмена, которые могут подсказать, где нужно успокоить молодежь, отдать пас или забить гол. И потом, опытные игроки уже пропитаны идеей, чтобы "Тараз" быстрее вернулся в Премьер-лигу.
Я считаю, что в нашем клубе должны играть исключительно таразские ребята. Поэтому мы будем стараться оставлять их дома.
- История с приглашением в "Тараз" вратаря "Кайрата" Шерхана КАЛМУРЗЫ привлекла интерес общественности. Это борьба за игрока или демонстрация новых принципов клуба?
- Все понимают, что Шерхан Калмурза - это молодой футболист, который должен играть. Понятно, что у него получилось сыграть с "Реалом", зацепить пару матчей в КПЛ. Он будет участвовать в юношеской Лиге чемпионов и в Первой лиге чемпионата Казахстана, где может также получить опыт. Но тут речь про уникальную историю, когда жамбылский мальчишка может приехать на малую родину и помочь вернуть клуб в Премьер-лигу. Это было бы очень красиво.
- Жамбылская футбольная школа считается одной из лучших в стране. Наши воспитанники играют почти во всех клубах премьер-лиги. И не только. Правда, чаще всего клубу от их карьерного роста ничего не перепадает. "Тараз" как-то планирует удерживать молодых игроков, чтобы они не уходили бесплатно?
- Понятно, что есть юридическая составляющая, но не стоит забывать о человеческом факторе. Потому что если футболист просто не захочет играть, какой смысл его держать? Он будет делать все для того, чтобы его поскорее выгнали из клуба. Поэтому хотим, чтобы в "Таразе" играли только те молодые ребята, которые будут благодарны клубу.
- Когда планируется полноценный запуск дублирующего состава?
- В феврале мы начинаем полноценные тренировки дубля. Его наставником назначили Азиза АНАРМЕТОВА, который в прошлом сезоне исполнял обязанности главного тренера команды в первой лиге.
- Как выстраивается работа клуба с футбольными агентами? Готовы ли вы принципиально отказаться от игроков, навязанных агентами? Кто принимает окончательное решение по трансферам - тренер или руководство?
- Решения по трансферной политике полностью принимает тренер. И конечно, они согласовываются с руководством. Но всем агентам мы говорим честно, что у нас нет на них денег. То есть стараемся с ними договариваться. Понятно, что все упирается в финансы. Но я могу вас заверить, что многие футболисты достались нам намного дешевле, чем заявлялись.
- На начало сезона кредиторская задолженность клуба составляет более 400 млн тенге при общем бюджете 1,2 млрд. За счет чего сформировался такой долг? Перед кем у клуба основные обязательства: игроки, тренеры, поставщики, агенты, государственные структуры? Насколько эта задолженность критична для текущего сезона?
- Пока не проведем аудит, мы не сможем полно ответить на этот вопрос, потому что я только вступаю в эту должность. Но по той информации, которая у меня имеется сейчас, никаких долгов перед игроками, тренерами, поставщиками, агентами и госструктурами у клуба нет. За исключением кредиторской задолженности по социальным отчислениям.
- Будет ли клуб публично отчитываться о состоянии финансов и долгов?
- В принципе, нам нечего скрывать. Как у публичного человека, у меня нет ни от кого секретов. Конечно, хочется больше позитива. Поскорее хочется сказать: "Все! У нас нет долгов! Мы вышли в КПЛ, далее - еврокубки". Надеюсь, что эти дни не за горами.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото из архива Дидара СЫДЫКБЕКА, Тараз

Айжан АУЕЛБЕКОВА