3085

Штрафной удар “Казатомпрома”

Как в национальной компании тратили народные деньги на непонятную футбольную команду

Штрафной удар “Казатомпрома”

Игроки футбольной команды НАК “Казатомпром” стали причиной увольнения десятков сотрудников компании, обвиненных в незаконном трудоустройстве спорт­сменов в штат и выплате им заработной платы. Около семи лет “мертвые души” играли в футбол в команде национальной атомной компании Казахстана и, наверное, продолжали бы играть дальше, если бы не начавшееся расследование антикоррупционной службы и последовавшие после увольнения суды недовольных расправой.

В мае 2012 года сотрудниками ТОО “Аппак”, совместного казахстанско-японского предприятия по производству урана, расположенного в Сузакском районе Туркестанской области, “дочки” НАК “Каз­атомпром”, стали четверо футболистов. Бауыржан КЕШУБАЕВ был принят на должность инженера по сборке оборудования, Рамиль ЮСУПОВ и Сергей КАРАСЕВ стали завскладами, Динмухаммед ШАХАБАЕВ - инженером по комплектованию оборудования административно-хозяйственной службы. Все игроки были приняты на полставки. Чис­лились номинально, но все причитающиеся выплаты получали вполне реально: им в общем было перечислено больше 28 млн тенге.

На рудниках, понятное дело, парней никто не видел, их задачей было выходить на игровое поле. Играли футболисты-атомщики и за ТОО “Аппак”, когда “Казатомпром” проводил ежегодную спартакиаду по мини-футболу среди дочерних организаций, и даже защищали честь материнской компании в Болгарии в 2014 году, где проводились соревнования по мини-футболу среди работников энергетической отрасли. Заняли, кстати, третье место.

До поры вопросов к футболис­там не возникало: всех все устраивало. Но в 2020 году уже уволенная к тому времени футбольная команда “Казатомпрома” стала объектом расследования антикоррупционной службы.

В итоге уголовное дело было заведено на генерального директора ТОО “Аппак” Сейлхана КАБАЕВА, занимавшего эту долж­ность 10 лет. Заявление подал уже новый гендиректор Александр АВДЕЕВ.

Свою вину в злоупотреблении должностными полномочиями Кабаев признал уже на этапе следствия, ускорив тем самым и расследование, и суд. По версии следователей, генеральный директор принял на работу футболистов, желая выслужиться перед начальством: “в целях демонстрации своих высоких организаторских способностей и получения положительной оценки перед советом директоров и председателем правления АО “НАК “Каз­атомпром”. Решением Сузакского районного суда в сентябре 2020 года его приговорили к ограничению свободы сроком на 3 года 6 месяцев, запретив пожизненно работать на госслужбе и в нацкомпаниях. Возместил Кабаев и ущерб, причиненный компании, - те самые 28 млн тенге, потраченные на футболистов.

Однако одним уволенным и осужденным дело не закончилось. Новый гендиректор Александр Авдеев инициировал внутреннее служебное расследование на основании письма антикоррупционной службы с требованиями о принятии дисциплинарных мер.

Виновных в том, что на протяжении стольких лет футболис­ты числились в штате, получая зарплаты, командировочные, отпускные и премии, набралась целая футбольная команда - человек двадцать. Всех обвинили в недобросовестном отношении к своим обязанностям и предоставлении ложных сведений. Одни издали и подписали приказ о приеме на работу, другие табелировали, третьи начисляли деньги, четвертые обучали технике безопас­ности и аттестовывали тех, кого в глаза никто не видел. И ни один, мол, не проявил сознательности, не доложил письменно руководству о “мертвых душах”, которое, к слову, их и нанимало.

Часть уличенных в недобросовестности предпочла уйти по-тихому, молча написав заявления по собственному желанию. Однако нашлись и те, кто попытался отстоять свои трудовые права.

Бывший начальник административно-хозяйственной службы рудника Аскар ПУЛАТОВ, несогласный с увольнением, дошел уже до Верховного суда. В судебных мытарствах многодетный отец провел почти два года. Пока безрезультатно.

- Двенадцать лет отработал на руднике, ни одного взыскания не имел, только поощрения. И в одночасье стал недобросовестным, неугодным сотрудником, - возмущается Пулатов, уверенный, что поплатился должностью за свою принципиальность. - В июне 2018 года в ТОО “Аппак” пришел Александр Авдеев, начались массовые рокировки на ключевых должнос­тях в компании: сначала в головном офисе, потом добрались и до рудника. Вот тогда и всплыла эта история с футболистами. Мне лично вменили в вину то, что с 2012 по 2016 год вносил их в табель. В 2017-м их перевели в другой отдел. Только вот я вовсе не молчал! Сначала карточки учета рабочего времени на сотрудников своего отдела я заполнял от руки и никого лишнего не вписывал, а когда нас компьютеризировали, вот тогда-то и увидел незнакомые мне фамилии. Конечно, пошел к начальству. Мне и объяснили, что, мол, эта команда появилась у нас по приказу сверху. А мое дело - не спорить с решениями руководства, а молча выполнять указания. Сколько я ни противился, слышал только это. Тот же Авдеев работал в руководстве компании с 2018 года и не мог не знать о футболистах. Однако же виноватыми сделали нас!

В итоге Аскар Пулатов молча проставлял “восьмерки” фиктивным атомщикам, предпочитая не наживать себе врагов в начальствующем стане.

7 октября 2020 года в ТОО “Аппак” создали комиссию для проведения служебного расследования. 8 октября Аскара Пулатова отстранили, поставив перед фактом: увольнение либо по собственному желанию, либо по статье. Ответа он дать не успел: в понедельник, 12 октября, курь­ер доставил ему домой в Алматы уведомление о расторжении трудового договора. Уволили Пулатова “из-за утраты доверия к нему со стороны работодателя в результате его действий в интересах третьих лиц”.

- Мне не дали и слова сказать в свою защиту! - возмущается уволенный. - Никакой альтернативы, даже времени не дали подыскать новое место работы, а ведь у меня многодетная семья.

Трудовая инспекция Туркестанской области, куда Пулатов обратился с жалобой, ничего противозаконного в его увольнении не увидела.

- Пулатов использовал служебное положение в интересах третьих лиц, указывая в карточке учета рабочего времени ложные сведения о нахождении на работе Юсупова, Шахабаева, Карасева, Кешубаева, - признал государственный инспектор по труду АЛИПАЕВ. - Никаких действий по предотвращению причиненного товариществу материального ущерба не предпринял. Приказ генерального директора ТОО “Аппак” о расторжении трудового договора издан в соответствии с требованиями Трудового кодекса.

И суд первой инстанции, и апелляционная коллегия областного суда приняли сторону работодателя. Остался только Верховный суд.

В том, что увольнение Пулатова было незаконным, уверен правозащитник, экс­перт по трудовым спорам Жанабек АБИШЕВ, представлявший его интересы в судах.

- Служебное расследование было проведено без опроса работника Пулатова, а значит, не может считаться полноценным и объективным, - перечисляет он нарушения. - Согласно статье 66 Трудового кодекса дисциплинарное взыскание применяется к работнику при выявлении дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Аскар Пулатов вносил в табель футболистов по 2016 год включительно, а взыскание за это получил в 2020-м. Выполнял он это по поручению генерального директора ТОО Сейлхана Кабаева, что осужденный и на предварительном следствии, и в суде подтвердил. С актом внутреннего расследования Аскар Пулатов ознакомлен не был, узнал о нем только на заседании Сузакского районного суда по его иску.

Упорство правозащитника в защите трудовых прав уволенных в НАК “Казатомпром” уже оценили. Правда, несколько своеобразно: иск о защите чести и достоинства, поданный юристами компании в отношении Жанабека Абишева, на рассмотрении в Абайском районном суде Шымкента.

Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть