1010

Спецы не из той оперы

В последнее время Министерство культуры и спорта стало одним из самых критикуемых ведомств. Странные необдуманные решения по реорганизации учебных заведений, закрытие “нерентабельных”, по мнению чиновников, видов спорта, очень низкие результаты на Олимпийских играх…

Спецы  не из той оперы

Спортивная общественность считает, что все это стало происходить после того, как спорт и культура оказались под юрисдикцией одного министерства. Что же еще, интересно, надо такого натворить, чтобы данная организация наконец-то подверглась чистке и реформированию?

Объединение с культурой в 2014 году, кроме громких скандалов, ничего путного спорту не принесло. Наши атлеты на последних зимних Олимпийских играх в Пекине не завоевали ни одной медали. А на летних, в Токио, довольствовались четырьмя бронзовыми наградами, хотя до этого в копилке сборной обязательно была медаль золотого отлива. А иногда и две, три...

Многие специалисты спорта задают вопросы: почему такое происходит и что надо делать, чтобы исправить ситуацию? И сами отвечают: надо культуру и спорт развести по разным министерствам. Действительно, практика последних десяти лет показала, что такие министры-“культуристы”, как Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ и Актоты РАИМКУЛОВА, были далеки от спорта, а значит, и от народа.

Понятно, что они в большей степени ратовали за поддержание “своей” отрасли, в которой хоть что-то соображают. А спорту доставалось меньше внимания и финансов. Однако дифирамбы в случае редких побед казахстанских спортсменов “композиторы” пели исправно. И отголоски их правления долго еще будут мелодично звучать на просторах спортивного Казахстана.

Вспомним оптимизацию. Одним росчерком пера бывшие министры, прикрываясь этой кампанией, продолжали закрывать детско-юношеские спортивные школы. А ведь было время, когда двери спортзалов и спортивных арен были открыты для всех желающих. Причем бесплатно! Зато сейчас родителям юных спорт­сменов - не только из регионов, но и таких крупных городов, как Алматы, Нур-Султан, Шымкент, - не позавидуешь. Хочешь, чтобы ребенок занимался спортом, - плати!

Но возможен и другой вариант устроить чадо по звонку. У нас ведь есть “крутые” агашки, которые детский спорт превратили в кормушку для нечистоплотных тренеров. Лишь бы платили, а там хоть трава не расти. В итоге за бортом остается много ребят, которые мог­ли бы принести пользу казахстанскому спорту в будущем. Это о тех, кто не может платить.

Новой фишкой в последние годы у нас стала подушевая оплата тренерам. То есть наставник получает деньги за спортс­мена, которого тренирует. Заслуженный тренер Казахстана по футболу Азат НИЛЬДЫБАЕВ с возмущением назвал это “хапинцем”. Понятно, что за этим вульгарным словом стоит вполне литературное - “мошенничество”. Тренер набирает группы в разных районах города и занимается с ними… в одно и то же время. Как такое возможно? Значит, он с кем-то делится нечестно заработанными деньгами.

И возвращаясь к теме Министерства культуры и спорта: опять это ведомство возглавил человек далеко не спортивный, и в то же время не совсем “культурный”. Да, Даурен АБАЕВ имеет большой опыт организатора. Достаточно назвать последние его должности: министр информации и общественного развития, первый заместитель руководителя администрации президента… А с 11 января 2022 года - министр культуры и спорта.

Если две первые из названных должностей как-то отвечают его образованию, то нынешнее высокое положение Даурена Аскербековича не совсем. Отсюда, наверное, его недостаточная компетентность в спортивных вопросах. Хотя физически он уже не раз доказывал, что может потягаться в атлетизме с представителями пауэрлифтинга, например. Но одно дело красоваться на публике, и совсем другое - руководить спортом.

И вновь при новом руководителе спорта повторяется то, что мы уже проходили - сокращение олимпийских видов как нерентабельных. Хотя раньше наоборот стоял вопрос о развитии новых дисциплин. Продолжается и кампания по закрытию отдельных учебных заведений. Это можно проследить на примере Респуб­ликанского колледжа спорта. До сих пор там стоит большой шум.

Под давлением общественности колледж вроде бы оставляют. А вот интернат закроют. И это, конечно, ошибка. Потому что, имея полувековую историю (помощники Абаева даже не удосужились рассказать ему историю легендарной школы), это учебное заведение воспитало восемь олимпийских чемпионов. Есть также призеры главных стартов четырехлетия, чемпионы мира, Европы и Азии. Все они выходцы не колледжа (колледж появился позже), а интерната.

Новая команда Министерства культуры и спорта ратует за создание там тренировочного центра. Ничего не имеем против - хорошая идея. Но нельзя рубить сук, на котором сидишь. Интернат - первая инстанция по подготовке будущих чемпионов. А потом только идут колледж, академия... Можно было бы не ломать, а усовершенствовать “старую советскую модель” развития спорта. Она когда-то была привезена из ГДР (более 30 лет назад была на карте мира такая страна). Ее спортсмены за счет подготовки в интернатах добивались высоких результатов на самых престижных соревнованиях. Во многих странах мира спортивные интернаты существуют и поныне. Там не сокращают, а, наоборот, увеличивают число таких спортивных учебных заведений.

В наших условиях это тоже было бы успешным проектом. Вот с чего надо было начинать команде нового министра, то есть с реорганизации. Открыть тут еще и учебное заведение, окончив которое спортсмен не только продлевал бы свою карьеру атлета, но и в этих стенах получал высшее образование. Тогда и овцы будут целы, и волки сыты.

Тасжурек АНДАСОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть