2286

Тимур Сериков: Сколько можно выезжать на девушках?

В Алматы прошел традиционный международный турнир “Кубок Болата Турлыханова”. В этот раз объединенный мир борьбы включил эти соревнования в категорию рейтинговых (их всего в этом году четыре). А это значит, что набранные здесь очки будут учитываться при посеве участников на чемпионате мира и Олимпийских играх.

Тимур Сериков: Сколько можно  выезжать на девушках?
Наибольший вклад в общую копилку национальной сборной приходится на женскую борьбу.

Еще одно важное отличие нынешнего турнира от предыдущих: в этом году здесь состязались спортсмены по всем трем видам борьбы - греко-римской, женской и вольной. В итоге казахстанские борцы завоевали 4 золотые, 11 серебряных и 7 бронзовых медалей! В сумме это больше всех. При этом мы заняли первое общекоманд­ное место в вольной борьбе и вторые места в женской и греко-римской. Не­ужели казах­станская спортивная борьба вновь выходит на передовые позиции в мире?

Своими впечатлениями от этих крупных рейтинговых соревнований с газетой “Время” поделился известный тренер Тимур СЕРИКОВ - сын олимпийского чемпиона 1980 года по классической (ныне греко-римской) борьбе Шамиля СЕРИКОВА.

- Турнир, в принципе, неплохой. Правда, я думал, что при­едет больше стран, но практически только одна Азия была, ну и грузины с турками Европу представляли. Я к чему это говорю: азиатская и европейская борьба сильно отличаются. Первая больше тактическая, а вторая - техническая.

Ничего нового я не увидел. Опять в лидерах иранцы и киргизы. Наши тоже молодцы: золото взяли. Хотя, конечно, думал, что дома выступят лучше. Все-таки три состава выставили. А в некоторых весах зарубежных спорт­сменов вообще было мало, приходилось вкруговую бороться.

Но все равно хорошо, что такие соревнования проводят у нас. Не все тренеры, юные спортсмены, болельщики могут выехать за рубеж. Но, с другой стороны, трибуны в Алматы были полупустые. Интерес к борьбе у нас пропадает. Спросите почему? Нет красивой, техничной борьбы. Редко кто делает амплитудные броски из стойки. Чисто тактика: кто кого перетолкает. А потом в партере все решается: накат сделали и счастливы. Ну как сейчас учить молодых ребят бороться в стойке? Они ведь видят такую примитивную борьбу и потом не хотят ничего другого воспринимать. Жаль, что россиян в этот раз не было. Вот они могли бы показать класс и реально пободаться с иранцами.

- Но ведь наши парни тоже в этот раз побеждали иранцев. К примеру, Мейржан ШЕРМАХАНБЕТ одолел в круговом турнире олимпийского чемпиона Токио Мохаммада Реза Абдолхами ГЕРАЕИ. Правда, не вышел бороться с ним же в финале. Говорят, из-за травмы. Демеу ЖАДРАЕВ поборол Мохаммада МОХТАРИ, но проиграл в финале своему соотечественнику Кахарману КИСМЕТОВУ… Значит, могут что-то. Но почему такая нестабильность в результатах?

- Это домашние борцы. На своей территории хорошо борются. И на чемпионате Азии могут себя показать. А как выезжают на более крупные соревнования, где выше уровень, нормально бороться уже не в состоянии. Это чисто психологическая проблема. Тренеры об этом давно знают, но поделать ничего не могут. Думаю, психологи должны начать работу в этом плане с юными борцами. И тогда им легче будет во взрослой борьбе.

Спортсмены должны побеждать на ковре, а не тешиться местом в неофициальных рейтингах.

- Казахстан занял первое мес­то в общекомандном зачете по вольной борьбе, завоевав при этом всего одну золотую медаль. А Иран взял три золота, но стал третьим в команд­ном зачете… В греко-римской борьбе у нас тоже одно золото и второе командное место. А у Турции три золота и только четвертый результат на бумаге. Ерунда получается…

- Это утешение для проигравших. Кому нужны все эти неофициальные командные зачеты? Главный показатель - это победа! А где у нас победы? История не помнит вторых, третьих, четвертых номеров. Только первых! Поэтому надо выигрывать, а не очки подсчитывать. Но, видимо, нашей федерации надо отчитываться за результат.

Другой вопрос: как они будут отчитываться за 10-20-е места своих спортсменов на Олимпиаде? Я не вижу, кто может взять там золото. Или повести за собой других ребят. Нет лидера в команде, который выходит конкретно побеждать. Есть хорошие ребята. На тренировках приемы показывают, а на соревнованиях боятся. Сделают бросок или сбивание в начале схватки и закрываются: толкаются, убегают…

Поэтому борьбу у нас сейчас любители спорта и не смотрят. Только профессионалы - в на­дежде увидеть хоть какую-нибудь звездочку, способную вернуть интерес и уважение к борьбе. Пока не вижу такого борца, хотя тоже болею, как и наши любители футбола: команда ничего не добивается, а они продолжают болеть. Только у нас в борьбе в отличие от футбола есть история побед. Но, к сожалению, пока мы не вышли на тот советский уровень. И видимо, не скоро выйдем.

- По существу, мы уже не говорим о мировом господстве Казахстана в борьбе. Мы и в Азии многим проигрываем: Ирану, Киргизии, Индии, Узбекистану…

- Узбеков и таджиков мы еще, слава богу, обходим. Если и их вперед пропустим, тогда туши свет. В основном за счет девушек вылезаем. Я не люблю смотреть женскую борьбу: это неэстетично. Но понимаю, какой вклад девчонки вносят в общий результат. Без них мы были бы на последних мес­тах в мире. Но нельзя же все время за счет них выезжать!..

- Да, даже на Кубке Болата Турлыханова они завоевали две золотые медали... А какая мужская борьба у нас сейчас лучше: вольная или греко-римская?

- Вольники по результатам чуть впереди. У них сейчас медалей больше. Зато у них никогда не было олимпийского чемпиона и чемпиона мира, как у греко-римлян (смеется). Это мы, тренеры, так шутим…

- Россиян сейчас не допускают к международным соревнованиям. А бороться-то хочется. В таком случае им ничего не остается, как получить спортивное гражданство в одной из стран постсоветского прост­ранства…

- Вполне возможно, так и будет. А поскольку россияне очень сильны, то и медали у нас на Олимпиаде железно будут. Но, опять же, сколько можно выезжать на одних легионерах?..

- А вы сейчас кого тренируете?

- Набрал молодых ребят - школьников. С ними и занимаюсь в клубе при Дворце спорта Балуана Шолака. Хороший зал. Аура неиспорченная. А то в Алматы много залов, где заниматься невозможно: и результаты не идут, и люди не приходят. А те, кто пришел, быстро убегают.

Поучаствовали в областных соревнованиях. “Пощупали” ребят. Есть куда стремиться. Борьба во время карантина у всех просела. Но в Алматинской области выделяются деньги на борьбу, по­этому там ребята растут быстрее в спортивном плане. А у нас, в Алматы, как всегда, ничего. Если что-то проводится, то только в частном порядке. И уровень этих соревнований низкий. По сравнению с областью - небо и земля. Но ничего, я не тороплюсь, за два года поставлю ребятам технику. А там и на республиканский уровень выйдем.

- Что-то не слышно о турнире памяти вашего отца Шамиля Серикова… Он вообще проводится?

- Последний раз был в 2019 году. Потом пандемия, карантин… К тому же не стало друга моего отца Жаксыбая Абишевича БАЗИЛЬБАЕВА, который и пробивал все эти годы этот турнир. В администрацию президента по сто раз звонил, министрам покоя не давал… Без него мне одному не справиться. Я же не бизнесмен. А денег государство выделяло мало.

Мне и в этом году звонили из федерации, спрашивали, буду ли я проводить турнир. Ответил, что пока не буду. Трех миллионов тенге, которые мне могут выделить, хватит только на аренду зала. Опускаться до “колхозного” турнира я не хочу, ведь эти соревнования, по сути, были

международными, мастерскими! Так что лучше подожду, пока у нас в федерации появятся люди, которым действительно нужен будет такой турнир. А сейчас им не до него. Олимпиада маячит, которая, думаю, будет провальной, если, конечно, легионеров не пригласят.

Александр ТРОФИМОВ, фото с prosports.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть